ru  27 сентября 2022 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:


5 последних статей:

 Предприниматель Андрей Фоменко поделился секретами молодости и здоровья

 Фонд Юрия Лужкова наградит одного из победителей конкурса "Лучший вопрос для экономического диктанта"

 Книга Андрея Фоменко "Фокус на жизнь" участвует в премии "Здравомыслие" в номинации "Рецепт здоровья"

 Счастливое долголетие: что делают махачкалинцы и дербентцы, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии

 В день 90-летия: KAMA TYRES представил фильм о Николае Зеленове






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     30 января 2004

Надводный корабль против подводной лодки.

Дуэль проиграна?

Федоров И.И. с товарищами

С появлением в конце XIX века в составе военно-морских флотов подводных лодок началось продолжающееся до сих пор ожесточенное противоборство надводных и подводных кораблей. Для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ) среди надводных кораблей был выделен специальный вид противолодочных кораблей (ПЛК), оснащенных гидролокаторами и специальным оружием - глубинными бомбами. Для достижения скрытности и внезапности атаки ПЛ стали использовать “бесперископные” атаки по акустическому пеленгу и применять против надводных кораблей самонаводящиеся торпеды. С другой стороны, на ПЛК начали использовать реактивные бомбометы, для них были разработаны тактические приёмы совместного поиска ПЛ в составе корабельных поисково-ударных групп. На ПЛ появились ядерные энергетические установки, в результате значительно возросла скорость подводного хода и неограниченно увеличилась продолжительность подводного плавания. Тогда ПЛК стали вооружаться противолодочными ракетными комплексами (ПЛРК), для борьбы с ПЛ стали привлекаться палубные вертолеты. В ответ на ПЛ появились противокорабельные крылатые ракеты и приборы гидроакустического подавления.

Что же изменилось в противостоянии “противолодочный корабль против подводной лодки” за последние 25 лет?

Непрерывное совершенствование технологии строительства подводных лодок позволило за последнюю четверть века резко увеличить скрытность ПЛ. За счёт виброизоляции движителя от корпуса, применения естественной циркуляции теплоносителя ядерного реактора, пассивной и активной акустической защиты, наружных и внутренних покрытий, использования гидравлических амортизаторов шумность ПЛ снизилась в 30 раз.

В результате снижения шумности уменьшился и уровень собственных помех гидроакустическим средствам, что увеличило их дальность действия. Прежде всего, это касается гидроакустических станций (ГАС) с гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), способными обнаружить современный эсминец на дальности до 200 км. С другой стороны, оснащение ПЛ автоматизированными системами боевого управления на базе новых компьютерных технологий в десятки раз увеличило возможности ПЛ по обработке данных от собственных и внешних источников.

Подводная лодка имеет десятикратное упреждение в дальности обнаружения современного противолодочного корабля, ведущего поиск ПЛ активным гидролокатором, и примерно шестикратное упреждение в дальности обнаружения ПЛК с шумопеленгаторной станцией.

Боекомплект крылатых ракет и торпед на современной многоцелевой ПЛ достигает 50 единиц. Дальность стрельбы противокорабельной ракетой

(ПКР) “Tomahawk TASM” составляет 460 км, ПКР “Гарпун” - 130 км, т.е. ПЛ способна поразить ПЛК, находясь далеко за пределами дальности действия корабельных средств обнаружения

Что же может противопоставить этой возрастающей угрозе из морских глубин противолодочный корабль?

За истекшие 25 лет наиболее значительным нововведением на ПЛК было появление ГАС с гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), позволившими увеличить дальность обнаружения ПЛ в благоприятных гидрологических условиях до 30 км. Это увеличение дальности произошло за счет пеленгования подводной цели по дискретным составляющим в низкочастотной области шума цели, где минимально пространственное затухание сигнала в водной среде. Противолодочные возможности надводных кораблей значительно расширяются при использовании палубных вертолетов: поисковая производительность вертолета с опускаемой ГАС достигает 40 кв.миль/час.

Вместе с тем неоднозначность пеленгования станцией с ГПБА и необходимость знания дистанции до цели для использования оружия исключают возможность целеуказания противолодочному оружию по данным пассивной ГАС с ГПБА. В результате дальность действия противолодочного оружия осталась ограниченной дальностью выдачи целеуказания от ГАС с традиционной подкильной антенной. По оценке американских экспертов, практическая дальность стрельбы ПЛРК ASROC по данным собственных средств целеуказания составляет 10 км, 533-мм торпедами - 6 км, малогабаритными торпедами - 4 км.

Важнейшими компонентами вооружения современного ПЛК должны быть ПЛРК и палубные противолодочные вертолеты. Однако большая часть ПЛК ВМС США (фрегат типа “Oliver Perry”, модернизированные эсминцы типа “Spruance”) и ВМФ РФ (малый противолодочный корабль пр.1124М) не вооружена ПЛРК. Основная часть ПЛК ВМФ РФ (малый противолодочный корабль пр.1124М и сторожевой корабль пр. 1135) не имеют палубных вертолётов.

Эффективность ПЛК продолжает снижаться. Современная тенденция придания надводному кораблю универсальности входит в противоречие с ограниченными возможностями по размещению на корабле оружия и технических средств. Как показывает опыт, руководство ВМС в такой ситуации делает выбор в пользу ударного вооружения корабля за счёт противолодочного. Эта тенденция характерна как для ВМС США, так и ВМФ РФ. Например, на последнем из построенных больших противолодочных кораблей проекта 1155 “Адмирал Чабаненко” вместо противолодочного ракетного комплекса ПЛРК “Раструб” установлены пусковые установки ПКР “Москит”. Недостаточные противолодочные возможности имеет новый эсминец типа “Arleigh Burke”: 28 кораблей первых двух серий не имеют палубных вертолётов; на кораблях третьей серии 2А размещены два вертолёта SH-60 B/F, однако в качестве вооружения этих вертолётов предусматриваются ПКР “Penguin” и “Hellfire”. При этом для обеспечения достаточных размеров полетной палубы на этих кораблях не устанавливается ГАС AN/SQR-19 TACTAS с ГПБА.

В перспективе с внедрением на ТВД (театрах военных действий) единой информационной сети эффективность использования лодочных ПКР большой дальности действия против подвижной надводной цели еще более возрастет - появится возможность получения целеуказания от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и беспилотных летательных аппаратов. Однако для ПЛК эффективность использования бортового противолодочного оружия останется практически прежней, так как точность интегрированных в единую информационную сеть стационарных средств освещения подводной обстановки недостаточна для выработки целеуказания оружию по подвижной подводной цели.

С другой стороны, вооруженная высокочувствительным гидроакустическим комплексом, противокорабельными крылатыми ракетами и дальноходными телеуправляемыми торпедами, системой спутниковой навигации и средствами связи в подводном положении, ПЛ превратилась в неуловимого и грозного противника, в полной мере способного использовать свое основное тактическое свойство - скрытность и нанести противнику сокрушительный упреждающий удар.

Надводные корабли оказались наиболее слабым и уязвимым звеном в системе противолодочной войны. Основная причина этого - высокая собственная шумность и малая дальность действия бортовых средств обнаружения ПЛ, недостаточная для реализации потенциальной дальности действия противолодочного оружия.

Актуальность проблемы противолодочной борьбы для ВМФ России

Современная ПЛ, имея многократное упреждение в обнаружении любого надводного корабля, может пойти на критическое сближение с ПЛК противника только в следующих случаях:
- если ей для атаки главной цели необходимо прорвать строй противолодочной обороны;
- если ее свобода маневрирования ограничивается естественными или искусственными препятствиями (минные поля, острова, проливы, мелководье, etc.)

В остальных случаях современные ПЛК могут лишь вытеснить ПЛ из района поиска, сами не обнаруживая ПЛ и постоянно оставаясь при этом уязвимыми в зоне действия лодочных средств обнаружения и поражения.

Чрезвычайно малое число контактов ПЛК с ПЛ противника и своими ПЛ в ходе боевой подготовки и боевой службы ВМФ СССР и РФ хорошо подтверждает вышесказанное, и адекватно применимо к ПЛК НАТО и других стран.

Многоцелевые ПЛ являются ключевым и наиболее устойчивым элементом существующих и будущих ВМС США, именно эти ПЛ представляют наибольшую угрозу боевой устойчивости РПК СН ВМФ России - важнейшей составляющей стратегических ядерных сил РФ.

Для противодействия в открытом океане подводному флоту СССР (наиболее многочисленному в своё время) в США было начато строительство многоцелевых ПЛА типа “Seawolf”. Когда же в силу объективных (прежде всего экономических) причин операционная зона ВМФ России стала ограничена прибрежными морями, то программа “Seawolf” была свернута и начато строительство многоцелевых ПЛА типа “Virginia”, предназначенных для решения задач в прибрежных районах на удаленных ТВ Д.

Многоцелевые ПЛ ВМС США и НАТО постоянно присутствуют в Баренцевом море у основных баз Северного флота России.

Например, столкновение К-276 с ПЛ “Baton Rouge” ВМС США произошло 11.02.92 у о. Кильдин в территориальных водах России.

Именно для многоцелевых ПЛ в ВМС США разрабатывается новая система противолодочного оружия большой дальности для внезапного и скрытного уничтожения ракетных ПЛ (малошумный транспортировщик-гидроплан, доставляющий противолодочную торпеду максимально близко к цели)[1].

Таким образом, для ВМФ России повышение противолодочного потенциала является первоочередной и жизненно важной задачей.

1. Морской сборник, 1998, №8, стр. 77-82, В. Лютов, ВМС США в XXI веке.


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Зимние шины Viatti Brina – повышенная курсовая устойчивость автомобиля
Награды за качество получили ЦМК шины КАМА PRO
Продукция TYRES вошла в число победителей Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России"
KAMA TYRES стал одним из призеров «Экспортер года»
"Программа автомобиль" рекомендует Viatti Brina Nordico

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

05 марта 2022

Реализация масштабного проекта строительства запланирована на ЛПДС "Красный Бор"

28 февраля 2022

Зимние шины Viatti Brina – повышенная курсовая устойчивость автомобиля

26 января 2022

Награды за качество получили ЦМК шины КАМА PRO

18 декабря 2021

Продукция TYRES вошла в число победителей Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России"

22 ноября 2021

KAMA TYRES стал одним из призеров «Экспортер года»

27 октября 2021

"Программа автомобиль" рекомендует Viatti Brina Nordico

29 июля 2021

Шины KAMA от KAMA TYRES получили награды в рамках конкурса "Лучшие товары Татарстана"

28 июля 2021

Портал "ВыборЦен" включил шины Viatti в рейтинг лучших шин

09 июля 2021

На Cyber Polygon 2021 озвучили, с каким количеством кибератак сталкиваются крупные компании

27 июня 2021

Грузовые шины KAMA PRO

10 июня 2021

Запуск производства AURUS: KAMA TYRES представил шины для «Единой модульной платформы

26 мая 2021

Преимущественные особенности ЦМК шин КАМА PRO

18 мая 2021

В топ-10 рейтинга летних шин по версии Яндекс.Маркета вошли модели из линейки Viatti Strada Asimmetrico

05 мая 2021

Телевизоры P725 от TCL – удобный девайс для развлечений, общения и работы

26 апреля 2021

Конкурсная работа сотрудника KAMA TYRES победила в номинации "Электротехника" в конкурсе "Инженер года-2020"

21 апреля 2021

«Невскую мануфактуру» после пожара посетил Михаил Романов










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна