ru  27 сентября 2022 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:
Бетон-контакт от производителя: заказать бетон. Любые товары в наличии / bpks. ru.

5 последних статей:

 Предприниматель Андрей Фоменко поделился секретами молодости и здоровья

 Фонд Юрия Лужкова наградит одного из победителей конкурса "Лучший вопрос для экономического диктанта"

 Книга Андрея Фоменко "Фокус на жизнь" участвует в премии "Здравомыслие" в номинации "Рецепт здоровья"

 Счастливое долголетие: что делают махачкалинцы и дербентцы, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии

 В день 90-летия: KAMA TYRES представил фильм о Николае Зеленове






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     11 марта 2006

100 лет подводной мощи России

НацБез.ру

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проект 667 БДРМ 11 марта 1906 года подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. С этой даты принято вести отсчет подводному флоту России. Но фактически его история насчитывает куда больше ста лет.

 

Счет открыт

Приоритет в области строительства субмарин принадлежит англичанам. Еще в 1620 году на Темзе в присутствии короля Якова I был испытан подводный корабль с экипажем из 12 человек. Но и российские изобретатели внесли свой вклад в разработку конструкции «потаенных судов», как их именовал Петр I. В 1844 году инженер Степан Джевецкий построил первую в мире подводную лодку, чей движитель питался от аккумуляторной батареи. А уже в 1879-1881 годах были спущены на воду несколько десятков опытных подлодок, построенных по его же проектам.

Однако первый российский подводный корабль, представляющий боевую ценность, появился лишь в 1902 году. Он мог погружаться на глубину до 55 метров, имел скорость подводного хода 9 узлов и был вооружен двумя торпедными аппаратами.

Тем не менее, участие субмарин в разразившейся вскоре русско-японской войне носило фантомный характер. Несмотря на то, что флотоводцы противоборствующих держав и принимали самые серьезные меры к отражению возможных атак из-под воды, на деле больше было страхов и слухов о подводной угрозе. Зато в первую мировую подводные лодки стали представлять уже серьезную угрозу.

Россия только в Балтику вывела восемь субмарин. А к началу 1917-го там успешно действовали 40 русских подводных лодок. Хотя объективности ради стоит заметить, что самыми эффективными подводниками были все-таки немцы. Так, до сих пор не опровергнута легенда о немецком подводнике первой мировой Арнольде де ла Пьере, который за время войны торпедировал аж 195 судов. Правда, как свидетельствовали историки, немцы не считали зазорным для себя послать торпеду и в нейтральный корабль.

Смертоносный алфавит

Перед Великой Отечественной войной советский флот располагал 212 подводными лодками, в том числе и субмаринами типа К («крейсерская»), которые по тактико-техническим данным превосходили все зарубежные аналоги. В вооружение этого подводного крейсера входили десять торпедных аппаратов, по два 100-мм и 45-мм орудия, два пулемета. Скорость в надводном положении – 21 узел, а в подводном – 10 узлов. Дальность подводного хода – 176 морских миль. К сожалению, их было не так много. В основном моряки воевали на менее мощных лодках типа Д, Л, С, Щ и М.

Технические недостатки подлодок компенсировались мужеством, стойкостью, отвагой. Уже 14 июля 1941 года лодка Щ-402 проникла в норвежский фьорд и атаковала стоящий там немецкий корабль. Тем самым советские подводники открыли боевой счет. А к концу войны в нем значились уже сотни судов, ходивших под флагами держав гитлеровской оси.

В этот «мартиролог», конечно, внесены лайнер «Вильгельм Густлов» и военный транспорт «Генерал фон Штойбен», потопленные лодкой «С-13» под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско. На этих кораблях находилось в общей сложности около 10 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 1300 подводников и 3600 танкистов. Подвиг Героя Советского Союза Маринеско военные историки называют «атакой века».

В результате совместных действий советской авиации, подводных лодок и торпедных катеров от мощнейшего германского флота, который всю войну чувствовал себя хозяином на Балтике, к маю 1945-го остались лишь два крейсера.

Подводная кругосветка

Атомная подводная лодка проект 671 РТМС середины пятидесятых годов в Советском Союзе началось создание ракетно-ядерного подводного флота. В основном строились два типа кораблей. Во-первых, стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Они вооружались баллистическими или крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Ко второму типу относились многоцелевые субмарины для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами. Их оснащали ракетами класса «корабль-корабль», торпедами и ракето-торпедами.

Это была сила, не считаться с которой было нельзя. Тем более что с каждым годом мощь советского подводного флота возрастала. Вот хроника тех лет. В 1955-м впервые в мире с подлодки осуществлен пуск баллистической ракеты. В 1961-м с лодки «С-229» произведен выстрел ракетой Р-21 из подводного положения. В 1962-м атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. В следующем году над этой точкой экипаж подлодки Юрия Сысоева поднял государственный флаг СССР. А в 1966-м группа АПЛ совершила первую подводную кругосветку.

Настроение, царившее тогда в Пентагоне, иначе как паникой назвать нельзя. Дело дошло до того, что в 1969 году НАТО утвердило положение, разрешающее уничтожать наши подводные лодки, обнаруженные и не всплывшие в радиусе ста миль от американских кораблей.

Правда, впоследствии заокеанские специалисты по мифотворчеству попытались представить ситуацию несколько в ином свете. В книге Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» советские подводные лодки и тихоходные, и шумные, и экипажи на них не столь хорошо подготовлены, как американские. Не поленились в США по этой фантазии даже фильм снять, который почему-то сочло уместным продемонстрировать и наше телевидение.

Под Андреевским флагом

Девяностые годы в истории российского подводного флота к лучшим никак не отнести. Подводные ракетоносцы резали на иголки, офицеры и специалисты покидали ВМФ, стапеля судостроительных заводах стояли пустыми. Казалось, еще немного, и этот класс кораблей вообще перестанет существовать.

Положение стало меняться лишь в последнее время. Были приняты «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». В этом документе записано: «В поддержании и развитии морской техники и вооружения Военно-Морского Флота высший приоритет принадлежит: ракетным подводным лодкам стратегического назначения; многоцелевым подводным лодкам; универсальным боевым надводным кораблям».

Работа по реализации «Основ» уже начата. Сейчас строятся две подводные лодки проекта 955 «Борей». В марте на стапели будет поставлена третья субмарина нового поколения.

- Программа перевооружения ВМФ предусматривает строительство новой ракетной подводной лодки стратегического назначения, которая станет основой будущего подводного флота России, - сообщил недавно главком ВМФ адмирал Владимир Масорин. – Мы четко знаем, сколько у нас должно быть подводных лодок, которые должны стать ракетно-ядерным щитом страны.

В рамках модернизации подводных сил идут испытания новой баллистической ракеты морского базирования «Булава». Она может нести не менее 10 ядерных блоков индивидуального наведения. Ожидается, что эта ракета поступит на вооружение подводных крейсеров в 2007 году.

Триста лет назад Россия заявила о себе как о морской державе. Андреевский флаг наши моряки с честью пронесли через все моря и океаны. И спускать его они не намерены.


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Зимние шины Viatti Brina – повышенная курсовая устойчивость автомобиля
Награды за качество получили ЦМК шины КАМА PRO
Продукция TYRES вошла в число победителей Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России"
KAMA TYRES стал одним из призеров «Экспортер года»
"Программа автомобиль" рекомендует Viatti Brina Nordico

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

05 марта 2022

Реализация масштабного проекта строительства запланирована на ЛПДС "Красный Бор"

28 февраля 2022

Зимние шины Viatti Brina – повышенная курсовая устойчивость автомобиля

26 января 2022

Награды за качество получили ЦМК шины КАМА PRO

18 декабря 2021

Продукция TYRES вошла в число победителей Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России"

22 ноября 2021

KAMA TYRES стал одним из призеров «Экспортер года»

27 октября 2021

"Программа автомобиль" рекомендует Viatti Brina Nordico

29 июля 2021

Шины KAMA от KAMA TYRES получили награды в рамках конкурса "Лучшие товары Татарстана"

28 июля 2021

Портал "ВыборЦен" включил шины Viatti в рейтинг лучших шин

09 июля 2021

На Cyber Polygon 2021 озвучили, с каким количеством кибератак сталкиваются крупные компании

27 июня 2021

Грузовые шины KAMA PRO

10 июня 2021

Запуск производства AURUS: KAMA TYRES представил шины для «Единой модульной платформы

26 мая 2021

Преимущественные особенности ЦМК шин КАМА PRO

18 мая 2021

В топ-10 рейтинга летних шин по версии Яндекс.Маркета вошли модели из линейки Viatti Strada Asimmetrico

05 мая 2021

Телевизоры P725 от TCL – удобный девайс для развлечений, общения и работы

26 апреля 2021

Конкурсная работа сотрудника KAMA TYRES победила в номинации "Электротехника" в конкурсе "Инженер года-2020"

21 апреля 2021

«Невскую мануфактуру» после пожара посетил Михаил Романов










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна