ru  20 апреля 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:


5 последних статей:

 С гуманитарной миссией в городах ДНР побывала глава фонда "Орион" Ксения Шойгу

 Эксперты призвали международное сообщество стремиться к внедрению международных правил в сфере ИИ

 Какие вопросы задают ученые-социологи в проекте "#БытьВКурсе" при изучении волонтерства?

 Работу секретных служб с НЛП описал в детективе "Золотые пилигримы" Остап Стужев

 Международный молодёжный форум "Евразия Global" завершился в Оренбурге






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     31 января 2004

Особенности национальных выборов

Или как можно подзаработать в ходе выборов

Иван Петров

 О том, что во время выборов можно подзаработать я часто слышал от друзей и знакомых. И вот буквально за несколько дней до недавно прошедшего голосования звонит мне университетский друг и предлагает съездить в Киров. Обещанные 150 долларов, 500 рублей суточных плюс моя страсть к путешествиям и журналистское любопытство не позволили мне отказаться. На мой вопрос о том, что мне придется все-таки делать, друг ответил: «Да, в принципе, ничего».

 В четверг выясняется, что группа уже сформирована, и я в нее почему-то не попал. Тогда мой приятель, чтобы меня утешить (лучше бы он этого не делал), дает мне телефон некоего Евгения, который может помочь пристроиться в другую команду. Я звоню ему и говорю о своем огромном желании побыть кем-нибудь на выборах. Евгений вопросов много не задавал, а сразу выпалил: « В Башкортостан поедешь: записывай телефон».

 Юрий оказался опытным «выборщиком». Он принимал участие уже в семи выборах в качестве наблюдателя. Это такие люди, которые присутствуют во время голосования на участках и следят за соблюдением всех норм избирательного законодательства. В Башкортостан он впервые ехал, как бригадир – старший команды, что ему по-моему не очень понравилось, судя по фразе: «Из-за пятидесяти лишних баксов столько геморроя. И на хрена мне это надо?». Так вот у Юрия ко мне уже возник вопрос по поводу моего опыта работы на выборах. Отрицательный ответ его не разочаровал и он продиктовал: «Казанский вокзал, 13-й вагон, Поезд номер 192, 15.45, без опозданий. С собой иметь запас еды, мыльно-рыльные принадлежности и паспорт». Это все, что оказалось нужно для того, чтобы стать официальным лицом на время выборов.

 В назначенный час я пришел к поезду. Около тринадцатого вагона я заметил скопление лиц исключительно мужского пола разных возрастов. В центре этой группы со списком в руках стоял тот самый Юрий-бригадир. Он зачитывал фамилии. Мужчины, заслышав свои опознавательные данные, по-военному отвечали «я» и получали железнодорожный билет. На меня билета не оказалось, потому что сначала должен был ехать другой человек. Таких как я безбилетников присутствовало еще где-то 10 «покорителей Башкирии». Наш старший сказал, что ничего страшного, и выдал билеты на чужие фамилии. Уже в этот момент закрались первые сомнения, но, обнаружив, что у меня в отличие от многих других вагон купейный, я все-таки решил не отказываться от этой авантюры (а, зря!).

 Еще в момент моих сомнений я отловил Юрия и попросил вкратце рассказать программу мероприятия. На что он ответил: «У нас в поезде будет более суток, еще так наобщаемся». Ну думаю, ладно, и зашел в поезд.

 В вагоне-ресторане, куда я зашел поужинать, место свободное отыскать было очень сложно. Все столики были заняты опять же лицами мужского пола, многие из которых мне были уже наглядно по перрону знакомы. Все они культурно выпивали. Присев за один освободившийся стол, я стал прислушиваться к разговорам. Вскоре мне стало понятно, что все до единого здесь едут на выборы. Как я узнал позже, кроме нашей в этом же поезде едут еще три команды, в каждой из которых около тридцати человек, прямо как в воинском подразделении – взводе. А еще три группы ехали в автобусах.

 Кстати, мои сравнения с армией оказались не случайными, потому что почти все из «выборщиков» оказались людьми военнослужащими. Как сказал по этому поводу Юрий, который сам тоже при погонах: «Военные – люди дисциплинированные, они запросто могут построить нужные отношения с членами комиссии, да, и деньги, что уж тут скрывать, для защитников Родины немалые платят. За 2-3 дня, считай, месячная зарплата».

 Вернувшись в свой вагон, я встретил бригадира, и опять пристал к нему с глупым вопросом: «Куда мы едем? Зачем? И что же, в конце концов, мне придется делать?». Тут ему уже было не отвертеться, и он провел для меня лекцию, вставляя попутно краткие рассказики, как ему казалось увлекательные, из своих прошлых поездок. «Ты будешь членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Представлять будешь интересы какого-нибудь кандидата в депутаты. Какого - узнаем на месте. Обычно им оказывается человек, у которого абсолютно никаких шансов на победу. Твоя основная задача не допустить вброса лишних бюллетеней в урны. У них, башкиров, там сейчас неспокойно, так что будь начеку. Привезти тебе надо будет копии итоговых протоколов и два акта о зарегистрированных нарушениях. Какие бывают нарушения, почитаешь в этой книжке. Вот, в принципе, и все» - закончил учебное занятие с рождающимся на его глазах новым специалистом в избирательных технологиях Юрий.

 «А вот еще, чуть не забыл, распишись на листе и получи 100 $. Это на питание и проживание. Мы вам специально в долларах даем, чтобы не пропили в поезде» - дыша перегаром, заключил Юрий.

 Моими попутчиками оказались парни, недавно закончившие налоговую академию. Доллары ими были поменяны уже в Рязани во время стоянки поезда. Из ресторана они вернулись, соответственно, навеселе. Книжка с практическими советами по применению избирательного законодательства их почему-то не заинтересовала, хотя они тоже ехали в первый раз. Кстати, в этих командах почти все впервые пробовали себя в роли членов избирательной комиссии. Но если в другой команде были в основном мужчины за сорок, и они хоть что-то пытались выяснить о предстоящей им работе, в нашей, молодежной – царило настроение предвкушения веселого приключения. И книжки да лекции никак не вписывались в эту обстановку.

 Самое интересное начинается на следующий день. Вдруг выясняется, что билеты на обратную дорогу не взяты. Нам выдают еще по две тысячи рублей на дорогу домой, опять же под роспись на мятом листочке, который при всем желании нельзя назвать финансовым документом. Далее выясняется, что приезжаем мы в 3 часа ночи на станцию Саракташ Оренбургской области. Потом нас рассадят по машинам и развезут по участкам. Никакой гостиницы и отдыха нам, соответственно, не светило.

 Мне и еще шести «счастливчикам» достался УАЗ типа «буханка» года выпуска, наверное, так семидесятого. На этом достижении отечественного автопрома на жестких сидениях по ужасным сельским дорогам нас повезли в Башкортостан. При въезде в этот субъект РФ нас остановили милиционеры и долго не хотели отпускать, пытаясь придраться хоть к чему-нибудь. Автобусы с наблюдателями, как выяснилось позже, вообще не пустили на территорию республики. Как рассказал мне местный милиционер, им всем поступил негласный приказ не пропускать на территорию Башкортостана сомнительные группы людей, дабы не помешать ходу выборов. Все это, конечно, странно, особенно если вспомнить события, произошедшие в ночь с третьего на четвертое декабря. Тогда в издательско-полиграфическом комплексе при администрации президента республики «Мир печати» был обнаружен тираж фальшивых бюллетеней для голосования на выборах главы республики. К прибытию правоохранительных органов в типографии возник пожар, уничтоживший большую часть фальшивых бюллетеней.

 После милицейских проверок и столь «комфортной» поездки мы все-таки прибыли на место. Мне досталась деревня Трушино, которая представляла собой одну улицу с десятью домами с каждой ее стороны. В одном из таких домишек и расположилась участковая избирательная комиссия. Первым, кто меня встретил в 7 утра, оказался пятидесятилетний мужик в бушлате с фонариком. Он сказал: «Здорово, я здесь сторож, хотя, вообще, я кочегар, а сегодня член избирательной комиссии». На мой вопрос о том, какой номер этого участка, он ответил: «А я почем знаю. Ты, что, вообще ко мне пристал? Пойдем лучше ко мне в котельную, там тепло». Я решил не соглашаться на это лестное предложение, а проследовал в дом. Председатель УИК директор местной школы встретил меня и попросил документы. Тут я вспомнил, что мне выдали лист бумаги без единой печати, где было написано, что я представляю интересы какого-то кандидата в депутаты по местному одномандатному округу. Там была только роспись внизу листа и графы для заполнения моих данных. То, что я стал заполнять этот сомнительный листочек при них, никого нисколько не смутило. Так что, берешь лист бумаги, пишешь фамилию любого кандидата, ставишь роспись – и ты член комиссии, да еще с правом совещательного голоса.

 Далее следуют различные тонкости избирательного процесса, в которые я углубляться не стану. А расскажу лучше о том, как мы должны были выбираться со своих деревень к нашему штабу. Машина в деревне одна, и она после подсчета голосов повезет председателя в райцентр. Нужно каким-нибудь образом договориться, чтобы тебя тоже взяли. Но вот какая незадача, для того, чтобы получить место в автомобиле, с председателем надо дружить, но при этом как-то впаять ему два нарушения. За акт о нарушении председателя УИК по головке не погладят. Не брать с собой человека, хоть и немного, но подпортившего ему жизнь, он имеет полное моральное право.

 Мне повезло. Одно незначительное нарушение, связанное с количеством присутствующих наблюдателей, председатель заметил сам. Ну, а второе – портрет Рахимова за спинами членов комиссии, я не мог не пресечь. Меня довезли. Некоторым повезло меньше. Один парень, вообще, еле ноги унес. Башкирским членам избирательной комиссии не очень понравилось, что он не дает им портить бюллетени, где галочки проставлены напротив невыгодного для них кандидата. Когда слова не подействовали, они стали применять физические методы воздействия на нерадивого члена комиссии. Другой парень тоже поучаствовал в таком экзотическом способе знакомства с местным населением, как драка. Этим просто не понравилось, как он выглядит, и с криком «Гаси москалей» они бегали за ним по деревне. В общем, это все очень напоминало съемки телеигры, где участников выбрасывают в незнакомой деревне, вокруг только горы, в кармане 100$, и нужно еще проследить за ходом выборов, не умереть с голоду (во всей деревне был один магазин, который по случаю «праздника» не работал) и живым добраться до дома.

 После, добравшись до штаба в селе Исянгулово и отчитавшись за выборы, я услышал от наших руководителей такую фразу: «По поводу обратной дороги узнаешь у остальных ребят». Остальные же ребята пребывали не в очень хорошем расположении духа. Поэтому на мой вопрос (усугубляло ситуацию еще то, что каждый, кто приезжал, подходил к ним с подобным вопросом) они хором прокричали: « Как – как, на своих двоих и до Москвы!». Предложенный способ передвижения я использовать не захотел, а стал упрашивать хозяина дома, где расположился штаб, подвезти до ближайшей станции. Он долго сопротивлялся, но купюра с тремя нолями сделала его более сговорчивым. Вместе с ребятами из налоговой мы опять на этом же уазике поехали на станцию. Там выяснилось, что поезд на Москву прошел час назад, следующий - в 11 утра, но на него нет билетов. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы уломать шофера 412-го москвичонка (единственного автомобиля, который за час проехал мимо) отвезти нас до Оренбурга.

В этом (благо уже российском городе) с поездами обстановка была не лучше. Поэтому наш путь продолжился в сторону аэропорта. Далее, нелетная погода. Ожидание. Наконец-то вылет в Москву. Беспробудный сон. Просыпаюсь уже на земле, выхожу из самолета и обалдеваю…На здании аэропорта огромными буквами написано: Санкт-Петербург. Шок, удивление, трудности с осознанием происходящего – все это испытал я в тот момент. Прочитав все это на моем лице, сердобольная пассажирка выводит меня из оцепенения: «Москву снегом завалило, вот все самолеты в Питере и сажают». После трех часов прозябания в Пулково мы все-таки вылетели и к вечеру были в родной столице. Пробки, толпы, переполненный транспорт – все, что нас раздражает в повседневной жизни, в этот момент показалось таким своим и близким. О Башкирии осталось только одно светлое воспоминание – это красоты природных пейзажей.

 О выборах, вообще вспоминать не хочется. Знаете, очень грустно понимать тот факт, что, не от хорошей жизни, офицеры российской армии в свой выходной, вместо того, чтобы провести его с семьей, готовы бороздить необъятные просторы нашей родины в целях подзаработать лишнюю копейку. Так не должно быть. Можно, конечно, поспорить и сказать, а почему бы и нет. Что плохого в том, что человек ратует за справедливость и законность выборов в нашем государстве? Но дело в том, что ни один из справедливых «выборщиков», не подумал об открепительном удостоверении, дабы самому исполнить гражданский долг. Значит, вовсе не в ответственной гражданской позиции дело, а все-таки в тех самых у.е.

 Когда я уже заканчивал материал, позвонил мой друг, вернувшийся из Кирова, и рассказал, что у них было немногим лучше. Также мне пришлось вежливо отказаться от принятия участия во втором туре выборов президента Башкортостана. И еще стало известно о том, что итоги выборов в Башкортостане, могут признать недействительными из-за многочисленных зафиксированных нарушений наблюдателями. Судьба остальных участников этой поездки автору этих строк неизвестна. Остается только надеяться, что все живы и здоровы, и добрались до Москвы.


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Какие вопросы задают ученые-социологи в проекте "#БытьВКурсе" при изучении волонтерства?
Международный молодёжный форум "Евразия Global" завершился в Оренбурге
"Ангстрем" сделала смелый шаг – серийное производство массовых коллекций мебели по проектам молодых дизайнеров
"Государственное управление и публичная политика в условиях глобальных вызовов" – новая программа бакалавриата РАНХиГС
"Аллея Российской Славы": всероссийский патриотический проект реализуется в рамках выставки-форума "Уникальная Россия"

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

27 марта 2024

На должность гендиректора Globaltek Consulting приглашен Евгений Зотчик

06 марта 2024

Состав Попечительского совета фонда "Орион" расширился с приходом Ксении Шойгу

17 декабря 2023

Отличникам РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина стипендии выплачивает Фонд Юрия Лужкова

14 ноября 2023

В День экономиста Фонд Юрия Лужкова рассказал о вкладе Юрия Лужкова в развитие экономической науки РФ

21 сентября 2023

Сайт "Инваньюс" к своему трехлетию наращивает количество посетителей

16 сентября 2023

В Москве на высоком уровне прошел "Теннисный турнир памяти Ю. М. Лужкова" среди молодежи

12 сентября 2023

Сотрудничая с ВЭО России, Фонд Юрия Лужкова поддерживает акцию "Всероссийский экономический диктант"

11 сентября 2023

Сольный концерт подарит участникам архитектурной премии АРХИWOOD 2023 Женя Львовская

29 августа 2023

С сентября стартует третий ежегодный всероссийский теннисный турнир памяти Юрия Лужкова

27 августа 2023

Главным консультантом романа "Золотые пилигримы" Остапа Стужева стал Александр Коржаков

24 августа 2023

Подведены итоги второй смены "Убеждать" на форуме "Территория смыслов"

25 июля 2023

Взаимодействие с компанией NSR позволяет спортсменам поступить в Академию SPTA на бюджетную форму обучения

06 июля 2023

Всероссийский экономический диктант признан источником актуальных знаний об уровне экономической грамотности молодежи

26 июня 2023

С премьеры шин КАМА QUADRO ATM прошло около двух лет

18 июня 2023

Самые яркие спортсмены фестиваля The BOWL получили награды Фонда Юрия Лужкова

06 июня 2023

Парк Юрия Лужкова станет площадкой ежегодного фестиваля уличного спорта The BOWL










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна