ru  29 марта 2024 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

12 декабря 2009

Расходы на охрану и безопасность в системе образования

"Учительская газета"

Государство, провозгласив область образования приоритетной, призвано гарантировать обеспечение охраны и безопасности обучающихся, воспитанников педагогов и других работников учреждений системы образования. На проведение соответствующих мероприятий средства предусматриваются в бюджете.

Правовые основы безопасности

Задачи по обеспечению охраны и безопасности в системе образования определены в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. И Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Так, в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год отмечено, что финансово-экономический кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны, такая работа будет активизирована и ускорена. В условиях кризиса ключевую роль играет бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер, планируемые расходы сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой.

Как указано в Программе, в ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритета расходов государственного бюджета: повышение эффективности системы образования; не допустить в кризисный период ухудшений показателей здоровья населения.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определила, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

В Стратегии указано, что национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства, которое позволяет обеспечить достойное качество жизни граждан. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредотачиваются, в том числе, в сфере образования. В частности, особое внимание обращается на то, что в сфере образования недостаточно развита нормативно-правовая база, неоправданно низок уровень социальной защищенности профессорско-преподавательского и педагогического состава.

Для оценки состояния национальной безопасности в числе основных характеристик указывается уровень обеспеченности ресурсами. Например, системы образования в процентном отношении от валового внутреннего продукта.

Анализ материалов производимого в образовательных учреждениях мониторинга и публикаций в средствах массовой информации позволяет сделать вывод о том, что обеспечение охраны и безопасности в учреждениях образования, где число учащихся и работающих исчисляется миллионами человек, является сегодня весьма актуальным. Много здесь выявляется проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Среди них — проблемы организационные, материального и технического оснащения, проектно-архитектурные, земельные, договорные, финансовые, правовые.

Ключевую роль играют правовые проблемы. Не случайно в Стратегии национальной безопасности указывается на недостаточное развитие нормативной правовой базы в сфере образования.

В законодательстве об образовании конкретно не сформирован достаточно сложный вопрос об организации, финансировании, определении участников и ответственных за осуществление охраны и безопасности в образовательных учреждениях.

Вопрос этот требует правового определения:

понятий и терминов, с учетом специфики охраны и безопасности в сфере образования;

отношений, регулируемых при организации и осуществлении охраны и безопасности в образовательных учреждениях;

основных принципов правового регулирования таких отношений;

участников проведения мероприятий охраны и безопасности в учреждениях образования;

видов договоров (соглашений) на осуществление подобных мероприятий и источников их финансирования;

ответственности за невыполнение таких договоров (соглашений), в том числе при форс-мажорных ситуациях, вызывающих дополнительные расходы;

и ряда других специфичных вопросов, например, функций сотрудников, выполняющих работу по охране зданий, сооружений, огражденной территории, обеспечению безопасности учащихся, воспитанников детских садов.

Сегодня на практике вопросы охраны и безопасности в учреждениях образования решаются по-разному органами государственной безопасности и органами управления в сфере образования.

Иногда к решению вопроса обеспечения охраны и безопасности в образовательных учреждениях подталкивают чрезвычайные обстоятельства, эпидемии, террористические акты. Нередко это касается лишь какой-либо одной территории, к тому же на недолгий определенный срок.

Для кардинального решения данного вопроса требуется либо принятие специального законодательного, нормативного правового акта, либо внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство об образовании. В дальнейшем этот вопрос должен быть в обязательном порядке отражен в Кодексе Российской Федерации об образовании.

В действующем Законе РФ «Об образовании» данный вопрос отражен лишь фрагментарно и зачастую можно только догадываться об этом при рассмотрении общей формулировки.

Например, в статье 4 отражено, что задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются, в частности: создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Однако в последующих главах и статьях закона вопрос об охране и безопасности в образовательных учреждениях в сконцентрированном виде не сформулирован. Причем даже в статье 5, где перечисляются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, вопрос об охране и безопасности не нашел отражения.

В статье 13 перечисляется, что должно быть в обязательном порядке указано в уставе образовательного учреждения, например, использование имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Но нет даже упоминания об использовании финансовых и материальных ресурсов на мероприятия по обеспечению охраны и безопасности. То же самое в статьях 39 «Отношения собственности в системе образования», 41 «Финансирование образовательных учреждений», 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».

В Законе РФ «Об образовании» в статьях 51 и 55 не нашло отражение обеспечение охраны и безопасности учащихся, воспитанников, педагогов и других работников образовательных учреждений. Причем в статье 51 лишь упомянуто в общем виде о предоставлении помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников и для питания учащихся. Вообще не говорится об охране жизни и создании безопасных условий обучения и эксплуатации технических средств, вредных для здоровья материалов и препаратов, обеспечения безопасности при организации групповых путешествий, туризма, лагерей труда и отдыха, в общежитиях и других местах проживания.

Практика решений

Проблему охраны и безопасности в системе образования необходимо рассматривать и решать только комплексно, одновременно намечать и принимать меры:

охраны образовательных учреждений, физической и технической;

санитарно-эпидемиологического благополучия, включая вакцинопрофилактики;

медицинского обслуживания;

организации питания учащихся;

обеспечения безопасности учащихся в учебном заведении, при проведении внеклассных мероприятий;

и другие.

При этом надо учитывать, что перечисленные меры по обеспечению охраны и безопасности в учреждениях образования призваны принимать Минобрнауки России, Рособразование, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минпромторг России, Роспотребнадзор и другие органы государственной власти.

Финансируются мероприятия по обеспечению охраны и безопасности в образовательных учреждениях из федерального бюджета, бюджетов регионов и муниципальных образований. Соответственно решения по финансированию принимаются на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и на местах.

Важным является не только выявить потребность в финансовых, материальных и технических ресурсах, но и осуществить строгий контроль за целевым и эффективным использованием средств на обеспечение охраны и безопасности в учреждениях образования.

На эти цели средства выделяются перечисленным выше органам государственной власти с обязательным указанием не только перечня проведения конкретных целевых мероприятий по охране и безопасности, но и с распределением средств по типам и видам образовательных учреждений, например, дошкольным, общеобразовательным учреждениям, учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования.

Особое внимание уделяется вопросу охраны и безопасности накануне начала нового учебного года, когда комиссии проверяют подготовку образовательных учреждений к началу учебного процесса.

Ошибки, которые нужно исправлять...

Что касается российских школ, то к началу 2009/2010 учебного года по данным МВД России из более 54 тысяч школ только 17,5 тысячи находилось под должной охраной, 6,9 тысячи охраняются ЧОПами и остальные — обычными сторожами.

Лишь 17 тысяч школ оборудовано кнопками сигнализации и около 7 тысяч — техническими средствами с выведением на пульт централизованной охраны.

При проверках силовики выявили 5 тысяч нарушений, вынесли более тысячи предупреждений.

Взять под централизованную охрану все без исключения детские и общеобразовательные учреждения предлагают аналитики МВД. С такими предложениями специалисты МВД обратились к администрациям регионов, которые финансируют эти учреждения, и к российским законодателям.

Эти предложения были подготовлены по результатам проверок, выявивших различные недостатки — от всевозможных технических неполадок до неподготовленности самих охранников. Во многих случаях охрану несут даже нелицензированные охранники, а сторожа и вахтеры, зачастую пожилые люди, совмещающие охрану с уборкой или работой кладовщиками.

С будущего года, когда вступит в силу новое законодательство о ЧОПах, людям, не имеющим соответствующего статуса и лицензии, категорически будет запрещено охранять любые объекты, особенно детские.

Более того, комиссии обнаружили, что в 5 тысячах детских учреждений нет вообще никакой охраны — ни технической, ни физической. Федеральной целевой программы по охране нет. Все зависит от возможностей местного бюджета и озабоченности органов власти.

Например, в Москве и Московской области школы и детские сады охраняются за счет местных бюджетов. В образовательные учреждения по целевой строке направляются деньги для оплаты милицейской вневедомственной охраны либо услуг ЧОПа — на выбор. И обязательно — на технические средства охраны. Так, оборудование тревожной сигнализации стоит 30-40 тысяч рублей, абонентская плата за техническое обслуживание — 500 рублей в месяц. Стоимость реагирования нарядов милиции по сигналам «тревоги» — 5 тысяч рублей в месяц, а милицейский пост вневедомственной охраны — свыше 147 тысяч рублей. Все это — не из кармана родителей, а из регионального бюджета!

Детские сады и школы как минимум оборудованы тревожной сигнализацией, многие из них — новейшими системами видеонаблюдения, другими электронными комплексами безопасности. Охраняют детские сады, школы, вузы Москвы 1700 милиционеров.

Но такое положение не везде. В некоторых школах Воронежской области, например, при проверке оказались неисправными кнопки тревожной сигнализации. Или же они были установлены в таких местах, куда быстро не доберешься. Например, охранники дежурят у входа, на первом этаже, а «тревожная кнопка» — на третьем, в учительской. В Мордовии в школе-интернате такая кнопка вообще была в деревянном ящике с навесным замком, ключ от которого тоже был не у охранника, а в одном из кабинетов. И таких случаев — множество.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.09 №622 утверждены Правила предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Минобрнауки России утвердило форму соглашения между Рособразованием и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении таких субсидий и форму отчета об осуществлении соответствующих расходов.

Руководство МЧС России на совещании в Правительстве РФ заявило, что комиссия этого министерства по итогам проверки не приняла 14% школ в Республике Алтай и 47% — в Брянской области. За первые шесть месяцев 2009 года число пожаров в школах снизилось на 18%, а ущерб от них — на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Роспотребнадзор сообщил, что в ходе проверки готовности учебных заведений обращалось внимание на доукомплектование кабинетов мебелью, что влияет на физическое здоровье детей. В 38% школ нет медицинских кабинетов. Охвачены горячим питанием 78% школ.

Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ направил тревожное письмо руководству Минобрнауки России. В письме указывается на факты безразличия работников школ к обеспечению безопасности школьников. По халатности директоров и охранников дети часто становятся объектом преступных посягательств, даже находясь в учебных заведениях.

В Забайкальском крае преступник свободно проник в одну из школ, открыл стрельбу, взял в заложники учеников школы. На месте не оказалось ни охранника, ни директора, в кабинете которого находилась кнопка экстренного вызова милиции и радиоуправляемый пульт.

Что добавить, изменить?

Приведенные в настоящей статье данные свидетельствуют о необходимости принятия комплекса мер, направленных на обеспечение охраны и безопасности в системе образования.

В первую группу должны входить мероприятия по организации профилактики и предупреждению нарушений требований, обеспечивающих охрану и безопасность в образовательных учреждениях.

В другую группу следует включить работу с кадрами образовательных учреждений, охранниками, повышать ответственность директоров за жизнь и здоровье учащихся и работающих в учреждениях образования.

В третью группу необходимо включить действующие федеральные целевые программы, например такие, как ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», и предложить разработать и утвердить Федеральную целевую программу по охране и безопасности в системе образования.

В четвертую группу мероприятий целесообразно предложить или разработку и принятие специального федерального законодательного или нормативного правового акта по вопросу обеспечения охраны и безопасности в образовательных учреждениях. Или же внести в действующий Закон РФ «Об образовании» дополнения, упомянутые в настоящей статье.



Другие материалы раздела :
200 международных компаний из 48 стран примут участие в онлайн-тренинге по кибербезопасности Cyber Polygon 2021
Сколько стоят охранные услуги в Йошкар-Оле?
Глава ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: "Ключевым фактором нашей общей безопасности остаётся повышение осведомлённости граждан"
Профессиональная охрана квартир в Санкт-Петербурге
Обзор рынка частных военных компаний



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
27 июня 2019

"Балтика-Новосибирск" провела курс "Защитное вождение" для водителей компании

26 января 2016

Названы самые безопасные города России

04 сентября 2014

Конференцию Союза СРО НСБ не оставила без внимания Инна Святенко

25 апреля 2014

В мае шведские ученые расскажут и покажут, как современными методами защитить морские порты от нападения

15 ноября 2013

Беспилотные летательные аппараты будут охранять крупные объекты

03 февраля 2012

«РОСТ» в партнерстве с «Комплексной безопасностью»

27 декабря 2011

В Челябинске составили список самых узнаваемых ЧОПов

28 октября 2011

Защищать от террористов вместо полиции будут ЧОПы

09 августа 2011

В Москве пройдет выставка, посвященная комплексным системам безопасности "Охранная и пожарная автоматика - 2011"

10 сентября 2010

АИБ, Бюро экономической безопасности МТПП и "Лига" выступили с предложениями по совершенствованию "Закона о полиции"

07 июня 2010

В Мурманске обсудили планы взаимодействия УВД с частными охранными предприятиями

01 февраля 2010

В ТПП пройдет семинар по проблемам индустрии безопасности

13 января 2010

Российские банки избавились от собственных охранных компаний

16 декабря 2009

ЧОПы не могут заниматься установкой пожарных сигнализаций

12 декабря 2009

Расходы на охрану и безопасность в системе образования

07 декабря 2009

Бывшие агенты спецслужб идут в бизнес







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: