Расширенное заседание Президиума Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ДООП МВД России
4 февраля 2009 года в здании Министерства внутренних дел Российской Федерации состоялось заседание о результатах деятельности и задачах по реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».
В заседании приняли участие: руководитель Координационного совета - заместитель начальника ДООП МВД России генерал-майор милиции Л.В. Веденов, члены Президиума, представители постоянно действующих комиссий Координационного Совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ДООП МВД России, а также координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Частная охранная деятельность является неотъемлемой и дополняющей частью общей системы обеспечения безопасности граждан, сохранности их имущества, организованной на платной основе.
Потенциал негосударственных структур безопасности постоянно используется правоохранительными органами в вопросах обеспечения правопорядка, в том числе в ходе массовых и общественно значимых политических мероприятиях, профилактике преступности.
Только в г. Москве за 2008 год в охране общественного порядка задействовано 228544 работника охранно-сыскных структур. Ими задержано 22985 правонарушителей, по подозрению в совершении преступлений - 4060, привлечены к административной ответственности - 18925, по информации ЧОП раскрыто 301 преступление.
На 1 января 2009 г. в ОВД состоит на учёте 29,8 тыс. охранно-сыскных структур, в которых работает свыше 745 тыс. квалифицированного персонала. На вооружении находится 119 тыс. единиц оружия, в том числе более 86 тыс. единиц пистолетов и револьверов.
Продолжается увеличение количества объектов, взятых под охрану (свыше 10% в год). Частными охранными структурами охраняется свыше 365 тыс. объектов. Только по г. Москве ими охраняется 2002 образовательных учреждения, 481 больница, 151 рынок и 1651 торговый центр.
Наряду с увеличением объёма частных охранных услуг отмечается тенденция к снижению их качества. Так, в последнее время в охранном бизнесе отмечается рост правонарушений. Как правило, грубо нарушаются конституционные права граждан и требования законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность и оборот оружия (незаконные задержания граждан, противоправное применение против них физической силы, специальных средств и оружия, досмотр их личных вещей и документов, препятствование проведению проверок на предмет соблюдения правил учета, хранения и использования служебного оружия и специальных средств и т.д.).
В ходе проведенных проверок охранно-сыскных структур только за 2008 год зафиксировано более 51 тыс. правонарушений. Составлено свыше 26 тыс. протоколов об административных правонарушениях, вынесено 23 тыс. письменных предупреждений, 57 работников частных охранных организаций привлечены к уголовной ответственности. В текущем году частными охранниками утрачено 21 ед. оружия, 31 ед. похищена.
Наряду с этим, увеличивается количество организаций фактически не ведущих охранную деятельность, их число составляет около 10 % от общей численности охранных предприятий. Такие организации служат в качестве «запасных площадок» в случаях привлечения охранной структуры к ответственности за нарушения либо для исполнения отдельных заказов, как правило, связанных с противоправными силовыми действиями.
Анализ рынка охранных услуг показывает, что частные охранные предприятия с количеством персонала до 10-15 человек (около 25% от числа всех частных охранных организаций) являются аффилированными структурами коммерческих организаций либо созданы для самовооружения учредителей (руководителей), как правило, членов организованных преступных групп, отдельных криминальных элементов, вооруженной охраны лидеров преступных сообществ.
В целях устранения негативных явлений в сфере оказания негосударственных услуг безопасности 22 декабря 2008 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» № 272-ФЗ.
Первоочередной задачей в настоящее время является формирование нормативной правовой базы и планирование мероприятий по реализации указанного федерального закона, вносящего существенные изменения в регламентирование деятельности охранных структур и обеспечения контроля за субъектами рынка охранных услуг.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением положений, касающихся приобретения статуса частного охранника (вступают в силу с 1 июля 2009 г.), и внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (государственная пошлина за выдачу удостоверений частного охранника действует с 26 января 2009 г.).
В названном федеральном законе имеются 23 различных положения, отсылающие регламентацию отдельных требований и административных процедур к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и 5 положений - к нормативным актам МВД России.
Особого внимания требует регламентация вопросов, касающихся:
- передачи служебного оружия в государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел);
- проведения квалификационных экзаменов для получения удостоверения частного охранника;
- исключения служб безопасности юридических лиц из субъектов частной охранной и сыскной деятельности.
Данную работу предполагается проводить при активном участии координационных советов органов внутренних дел по взаимодействию с охранно-сыскными структурами, которое предполагает конструктивное участие в обсуждении и подготовке предложений по практической реализации изменений в законодательстве, регламентирующем сферу деятельности.
Приоритетной задачей Координационного совета также является повышение уровня обеспечения безопасности негосударственными охранными структурами объектов социальной инфраструктуры, школ, дошкольных учреждений, высших учебных заведений, иных объектов жизнеобеспечения, а также массового посещения граждан.
С целью реализации данной задачи планируется:
- организовать подготовку обращений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные антитеррористические комиссии по вопросам выработки необходимых требований к обеспечению безопасности таких объектов, с учетом региональных особенностей, в том числе закреплению особых требований к оказанию охранных услуг на них негосударственными структурами безопасности.
- развивать системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации руководителей - организаторов негосударственной охранно-сыскной деятельности, а также научно-исследовательской базы в данной сфере деятельности, как необходимого условия качественного повышения уровня работы охранно-сыскных структур.
- обеспечить более качественное информирование заинтересованных представителей государственных органов и субъектов охранной деятельности о работе Координационного совета при ДООП МВД России и Координационных советов при органах внутренних дел регионов, реализуемых ими программах и проводимых мероприятиях, изменениях правовой основы деятельности, правоприменительной и судебной практики.
- выработать формы и методы работы по взаимодействию органов внутренних дел и частных охранно-сыскных структур, которые способствовали ли бы снижению преступности, обеспечению надежной безопасности граждан.
- полнее задействовать потенциал ветеранов правоохранительных органов, работающих в частных охранных предприятиях.
- консолидировать и объединить здоровые силы охранного сообщества для выполнения поставленных задач;
- способствовать повышению престижа правоохранительной деятельности (человека, охраняющего безопасность граждан - как в погонах, так и без погон).
Обсудить статью в форуме
Другие материалы раздела :
|