![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
02 апреля 2023 | ![]() |
НацБез.Ру:
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ Оригинал страницы смотрите здесь |
![]() |
Не секрет, что выпускников экономических ВУЗов и курсов MBA в условиях "российской специфической практики" учат не столько эффективному управлению, сколько непростой науке умножать пустоту и увеличивать капитализацию "на бумаге" за счет юридических лазеек.
Видимо, из-за этого подробности грядущего IPO "Уралхима" удивляют только западных наблюдателей.
Шутка ли - компания, задолженность которой составляет порядка $2,4 млрд, оценивает себя в $1,2 - 1,6 млрд, планируя выручить от размещения 40% своих акций $545 - $706 млн. Бизнес-перспективы холдинга "Уралхим" еще более туманны, чем его настоящее.
"Уралхим" активно накапливал долги в 2008 году, одалживая у Сбербанка огромные средства на покупку профильных активов. В частности, кредит на $700 млн. был израсходована на покупку подмосковного завода "Воскресенские минеральные удобрения" за $362 млн. и акций "Тольяттиазота" на $170 млн.
Здесь стоит отметить, что рост долгов и скупка активов приходилось на период, когда цены на удобрения достигли своих максимумов. Но кризис внес свои коррективы и уже к середине-концу 2009 года они обрушились на 70-80%.
В конце 2008 года "Воскресенские минудобрения" остановятся в первый раз (на четыре месяца), затем будет еще одна остановка. В том же году "Тольяттиазот" работал еще в полную силу, но уже в декабре 2009 года цена на аммиак упала в 3,5 раза, и из шести аммиачных колонн на предприятии еле-еле работали всего две.
Холдинг оказался в тяжелой ситуации, в которой IPO выглядело бы чистейшим безумием, если в СМИ не был назван, судя по всему, единственный претендент на 40% акций "Уралхима". По этим данным, покупателем должен стать Сбербанк, который и поддерживал все последние годы тлеющий уголек жизни этого холдинга.
Почему крупнейший банк России добровольно становится заложником компании, которая терпит убытки и погрязла в долгах?
В 2009-м году, когда стало ясно, что долговая нагрузка "Уралхима" стала непомерной, Сбербанк согласился пойти на схему, по которой все его кредиты холдингу были реструктуризированы с понижением процентной ставки. А обесценившиеся в результате кризиса залоги холдинг "укрепил" акциями "Тольяттиазота", которые благодарный Сбербанк оценил дороже, чем они стоили до кризиса.
Новые кредиты компании продолжал давать только Сбербанк РФ, в ноябре 2009 года – 3,09 млрд. рублей и в марте 2010 года еще 2,16 млрд. рублей. Но даже лояльность Сбербанка имеет свои границы. Пик выплат "Уралхима" наступит в 2011-2012 годах, а доступ к новым кредитам у холдинга иссяк. Единственной надеждой химического холдинга на выживание осталось IPO, с помощью которого "Уралхим" планирует радикально снизить свою налоговую нагрузку.
Вот тут-то в схеме вновь всплывает Сбербанк, так как вряд ли на проблемные активы найдутся еще желающие.
За 40 % акций Uralchem Holding, Сбербанк, по мнению экспертов The Moscow Post, будто бы заплатит $600 млн. и станет крупным акционером "Уралхима". Ничего платить Сбербанк, конечно же, не будет. С Мазепина спишут $600 млн. долгов, а на балансе в Сбербанке поставят акции некого оффшора, который существует меньше месяца.
Окончательно все станет известно в начале мая, в "мертвый сезон" между праздниками. Так что у акционеров Сбербанка, если их действительно волнует судьба крупнейшего банка страны, не так много времени, чтобы предотвратить обмен денег на фантики.
На грядущую сделку века стоило бы обратить внимание и остальных кредиторов "Уралхима". Выкупив такой значительный пакет акций Сбербанк сможет контролировать процесс дальнейшей выплаты задолженностей химического холдинга или его реструктуризации. Таким образом, интересы остальных кредиторов "Уралхима" среди которых банки ВТБ и ЮниКредит, ставятся в зависимость от позиции Сбербанка.