ru  30 ноября 2022 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

02 октября 2007

«Хоум кредит» посылает недовольных клиентов очень далеко

Начиная с 1990-х годов рынок потребкредитования в России был «диким рынком», где огромные кредитные проценты, штрафы и комиссии по поводу и без повода навешивались на клиентов, зачастую - практически без их ведома, иезуитски скрываясь под темными формулировками кредитных договоров. Эффективные ставки, отображаемые в размере 15-20%, на деле выливались в 60-90% годовых.

Но долго так продолжаться не могло – массовые жалобы потребителей, и даже судебные иски заставили общество приструнить зарвавшихся финансистов. С первого июля 2007 года, согласно инструкции ЦБ РФ, все банки в РФ были обязали раскрывать клиентам реальные эффективные ставки по кредитам (учитывая все проценты, штрафы, комиссии и выплаты). Банкиры были вынуждены учиться балансировать между своим стремлением получить сверхприбыли, и возможностью потери большой части клиентов, ужасающихся реальной цене кредита.

После этого кредитное сообщество четко разделилось на три группы: нейтралы, лояльный обществу бизнес, и «диверсантов в тылу врага», решивших поиграть в войну с собственными клиентами. Так, приверженцы «либерального рынка» вроде американского монстра CitiGroup, традиционно выдвигающие жесткие требования к заемщикам, продолжили беспристрастно исходить из общей конъюнктуры рынка. Национально-ориентированные «агрессивные» лидеры типа «Русского стандарта» - пошли навстречу клиентам и вообще отменили комиссии и штрафы (даже притом, что для этого потребовались дополнительные займы и ограничения непрофильных операций).

А вот третья группа банкиров, вероятно, еще не оправившихся от недавнего угара «дикого капитализма», решила игнорировать явно выраженное неодобрение общества, и  пойти «ва-банк», то есть продолжить изобретательно обманывать клиентов. Да, да - ведь, по данным Национального агентства финансовых исследований, 48% россиян все еще «никогда не слышали» о том, что теперь банки должны раскрывать реальную ставку.

Новые методы работы с клиентом по принципу «выжженной земли» свелись к тому, чтобы обойти или девальвировать требования законодательства, и любой ценой  «замутить воду», то есть скрыть реальную цену кредита. Для этого пошли в ход как традиционный «мелкий шрифт», размазывание информации по огромным текстам договоров, так и методы сравнительно новые – например, информирование о реальной ставке устно, мимоходом, перед самим подписанием договора; кредитную карту, которую клиент захотел закрыть, могут закрывать 2 недели, в течение которых проценты продолжают начисляться, и т.д.

Неудивительно, что из клиентов предпочли оканчивать отношения с такими банками уже в судебном порядке. По словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, в его ведомство также продолжают поступать жалобы. При этом выясняется, что банки постарались оградить себя и от обманутых клиентов, внося в договора так называемый «принцип договорной подсудности», который вызвал особое возмущение в Роспотребнадзоре.

Как разъяснила Bigness.ru Лариса Митяшева, глава юрдепартамента Ассоциации российских банков (АРБ), принцип «договорной подсудности» означает, что «банк, как истец, в договор включает условие о рассмотрении возможных судебных исков по месту нахождения истца (т.е. банка)». То есть, фактически лишает ответчика (клиента) права на защиту в разбирательствах по поводу неправомерных поборов. Еще бы – для многих физлиц, которые судятся с банком, ехать с Камчатки или Сахалина в Москву или Питер зачастую дороже, чем махнуть на банк рукой и потерять несколько тысяч рублей. Ведь если ответчика не будет в суде, то его аргументы (возможно, справедливые и законные), не будут учтены, что, пор мнению Митяшевой, «в некотором смысле нарушает конституционное право на судебную защиту».

При этом даже к этой норме «подсудности» в договорах банки приспособили «двойное дно», попытавшись грамотно подменить понятия и напугать клиентов грозным термином из Гражданско-процессуального кодекса. Как отмечается в пресс-релизе Роспотребнадзора, на самом деле она не имеет отношения к «договорной подсудности», предусмотренной статьей 32 ГПК РФ, и является лишь «элементом процессуальных действий сторон гражданского дела в рамках судопроизводства».

Как отмечается в документе Роспотребнадзора, особенно отличился на этом поприще «Хоум Кредит энд Финанс Банк» - именно в отношении него поступает наибольшее жалоб граждан на нарушения их прав, в том числе по вопросам территориальной подсудности.

Между тем, поясняет Роспотребнадзор, «договорная подсудность», практикуемая банками, «противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав потребителей». То есть «включение в кредитный договор условий, лишающих потребителя его законного права выбора способа защиты в суде по территориальному признаку… составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации о товаре, услуге - ред.)», - говорится в сообщении.

Можно предположить, что постсоветский комплекс обиды, презрения, и желания принизить россиян и Россию, сказывается в поведении конкретного банка. Ведь именно из Чехии, при Советском Союзе состоявшей в Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) ведет свои корни OOO «Хоум Кредит энд Финанс Банк» - член Home Credit Group и группы PPF – одной из лидеров чешского финансового рынка с активами более $10 млрд, образованной аккурат в эпоху Ельцина – в 1991 году.

«Новые чехи» подобны некоторым «новым русским»: это уже не тот наивно-хитроватый и понятный гашековский денщик – солдат Швейк, но люди, подобные безжалостному хищнику Джорджу Соросу (в прошлом – Дьердь Шорош), полякам братьям Качиньским, и другим подобным личностям, извращенная мораль которых считает державную, суверенную, демократическую Россию нонсенсом. А россиян – «неисправимыми» варварами, состричь с которых купоны уместно и должно, невзирая на средства.

Тем не менее, PPF, банк которой столь беззастенчиво «реализует» в России все эти «рыночные принципы», называет себя «партнером чешской культуры», провозглашает на своем сайте, что «принимает активное участие в долгосрочных благотворительных проектах», «верит в социальную ответственность и поддерживает развитие гражданского общества»!

Возможно, банк хитро провел и своего хозяина – PPF. Ведь, по признанию юристов, в  рассмотренной коллизии «договорной подсудности» все-таки нет нарушения закона, если договор подписан клиентом. Если не считать того, что клиент может и не разглядеть маленькую строчку текста, которая в будущем может обойтись ему в целое состояние.

«Это законно», - соглашается и Антон Недзвецкий, зампредправления Московского общества защиты прав потребителей. Эксперт рассказал Bigness.ru, что на этот счет «есть практика Верховного Суда, которая не в пользу потребителей», и привел в пример определение ВС от 1999 года, в котором установлено: если обе стороны согласились на договорную подсудность, вне зависимости от того, понимал ли потребитель, на что идет, все равно придется руководствоваться положениями договора.

По словам Недзвецкого, основные претензии к «Хоум Кредит» касаются именно непонимания людьми условий договора, что очень часто происходит по вине банковских работников. Существует заинтересованность в том, чтобы никто не разобрался, сколько придется заплатить - ведь реальная стоимость кредита может отпугнуть клиента, воспитанного на старой рекламе «бесплатных кредитов». Недзвецкий отмечает и типичный приём такого «запудривания мозгов» - разбрасывание условий по тексту договора, чтобы сложнее было их сопоставить.

Характерно, впрочем, что многие банки в РФ выбирают иное отношение к клиентам, отличное от этого показательного примера. «Не все банки настаивают на «договорной подсудности», - обнадежила Лариса Митяшева из АРБ. Тем более что Онищенко уже счел, что такое несоблюдение особых процессуальных прав потребителей диктует необходимость «усилить контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций, вносящих в договора пункт о так называемой «договорной подсудности». Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ этим займутся.

Кстати, ЦБ РФ сегодня уже аннулировал банковские лицензии сразу трех учреждений, правда, за неисполнение требований федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов». Впрочем, кто знает…



Другие материалы раздела :
В России состоялся запуск маркетплейса фермерских продуктов "Доброед"
Счастливое долголетие: что делают махачкалинцы и дербентцы, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии
Сбер снизил ставки по кредитам для малого и микробизнеса
Молодежь от 18 до 21 года чаще оформляет ипотеку на готовое жилье – Сбер
Система налогового мониторинга ООО «Транснефть – Балтика» предупреждает возникновение налоговых рисков



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
04 августа 2022

Свою деятельность в России компания "Далькия Рус" продолжит как "ГРИС Пауэр"

08 декабря 2021

Сбер увеличил возраст заемщиков по ипотеке до 75 лет

11 ноября 2021

Вклады СберБанка вошли в список выгодных предложений Зелёного дня

06 октября 2021

Развивать транспортную сеть Екатеринбурга властям города поможет "Мосинжпроект"

31 октября 2020

Глава проекта ОНФ "Народный фермер" Олег Сирота победил в конкурсе "Лидеры России. Политика"

17 августа 2020

Экспорт шин KAMA TYRES застрахован ЭКСАР

"Российский немец" Штефан Дюрр стал крупнейшим производителем молока, послушав главу «Россельхозбанка» Бориса Листова

14 июля 2020

Позитивную оценку уровню взаимодействия Комитета Госдумы по контролю и Регламенту со Счетной палатой РФ дал Михаил Романов

10 декабря 2019

Суперприложение от Тинькофф решит вопросы в сфере Digital Banking и лайф-стайла

18 апреля 2019

Депутат Госдумы Михаил Романов принял участие в дискуссии по распределенной генерации на конференции в Петербурге

12 апреля 2019

Форум по актуальным проблемам и перспективам рынка пива состоялся в Новосибирске

14 марта 2019

Специальный офис продаж открылся в Лимассоле для реализации квартир в ЖК "Символ" Елены Батуриной

09 февраля 2019

Пивоваренный бренд "Балтика" подвел итоги 2018 года

19 декабря 2018

Бренд "Арсенальное" в 14-й раз был отмечен премией "100 лучших товаров России"

17 ноября 2018

Coca-Cola увеличивает долю в общем объеме безалкогольных напитков

14 ноября 2018

Бренд "Балтики" стал лауреатом премии "Марка №1 в России" в 2018 году







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: