Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг?
В.А. Гамза, Президент Института проблем безопасности, Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк» (фото - OPEC.ru)
Теневая экономика и коррупция – сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг.
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.
В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача.
В научной и публицистической литературе можно встретить значительное число различных терминов и понятий, имеющих отношение к той части экономики, которая официально (формально) не учтена. Такую экономику называют ненаблюдаемой, неформальной, неофициальной, скрытой, теневой, нелегальной, подпольной. Денежные средства, обращающиеся в таком секторе экономики, именуют теневыми, неучтенными, черными, грязными, криминальными, преступными.
Такое разнообразие используемых предикатов приводит к тому, что, с одной стороны, одни и те же явления (объекты) именуются по-разному, а с другой – различные категории обозначаются одними и теми же терминами.
Представляется целесообразным «теневой экономикой» (теневым сектором экономики) именовать всю ту часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского учета. Такое определение предмета теневой экономики позволяет использовать для ее оценки методологию международной статистики, выработанной в ООН в 1993 году применительно к «Системе национальных счетов» для наиболее полного учета ВВП[1].
В соответствии с названной методикой ООН в теневую (неучтенную) экономику включаются следующие виды деятельности:
1) скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;
2) неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;
3) нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).
В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и вдруг за 15 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:
а) экономические:
катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);
ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;
б) правовые:
возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)[2];
разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);
формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
в) общественно-политические:
разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);
отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).
Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
· теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов;
· большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);
· теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);
· в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей.
Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, ибо это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.
Теневая экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.
Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе – все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции, но, как говорится, а воз и ныне там.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования[3]. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:
1. Финансово-экономические:
несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.)[4].
2. Правовые:
существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
3. Административные:
отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);
безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.
4. Общественно-политические:
неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Основными в этой системе мер, на наш взгляд, должны стать следующие решения и мероприятия:
· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;
· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
· законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Таблица 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежная база в широком определении (номинал) |
|
|
|
|
Показатели |
01.01 |
01.01 |
01.01 |
01.01 |
01.01 |
01.01 |
01.01 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
3. Денежная база в широком определении (ДБШО) |
млрд. руб. |
721,6 |
928,3 |
1 232,6 |
1 914,4 |
2 380,3 |
2 914,1 |
4 121,6 |
ежегод. прирост |
296,2 |
206,7 |
304,3 |
681,8 |
465,9 |
533,8 |
1 207,5 |
ежегод. рост - % |
69,6% |
28,6% |
32,8% |
55,3% |
24,3% |
22,4% |
41,4% |
3.1. Наличные деньги в обращении |
млрд. руб. |
446,5 |
623,5 |
813,9 |
1 224,7 |
1 669,9 |
2 195,4 |
3 062,1 |
ежегод. прирост |
158,3 |
177,0 |
190,4 |
410,8 |
445,2 |
525,5 |
866,7 |
ежегод. рост - % |
54,9% |
39,6% |
30,5% |
50,5% |
36,4% |
31,5% |
39,5% |
3.1.1. в кассах кредитных организаций |
млрд. руб. |
27,6 |
39,7 |
50,7 |
77,7 |
135,1 |
186,2 |
276,9 |
ежегод. прирост |
5,6 |
12,1 |
11,0 |
27,0 |
57,4 |
51,1 |
90,7 |
ежегод. рост - % |
25,5% |
43,8% |
27,7% |
53,3% |
73,9% |
37,8% |
48,7% |
3.1.2. вне банков (М0) |
млрд. руб. |
418,9 |
583,8 |
763,2 |
1 147,0 |
1 534,8 |
2 009,2 |
2 785,2 |
ежегод. прирост |
152,7 |
164,9 |
179,4 |
383,8 |
387,8 |
474,4 |
776,0 |
ежегод. рост - % |
57,4% |
39,4% |
30,7% |
50,3% |
33,8% |
30,9% |
38,6% |
3.2. Средства кредитных организаций в Банке России |
млрд. руб. |
275,1 |
304,8 |
418,7 |
689,7 |
710,4 |
718,7 |
1 059,5 |
ежегод. прирост |
137,9 |
29,7 |
113,9 |
271,0 |
20,7 |
8,3 |
340,8 |
ежегод. рост - % |
100,5% |
10,8% |
37,4% |
64,7% |
3,0% |
1,2% |
47,4% |
3.2.1. остатки на корсчетах |
млрд. руб. |
130,1 |
144,5 |
169,7 |
304,9 |
480,4 |
508,6 |
638,1 |
ежегод. прирост |
61,2 |
14,4 |
25,2 |
135,2 |
175,5 |
28,2 |
129,5 |
ежегод. рост - % |
88,8% |
11,1% |
17,4% |
79,7% |
57,6% |
5,9% |
25,5% |
3.2.2. фонд обязательных резервов (ФОР) |
млрд. руб. |
124,3 |
156,6 |
201,1 |
267,4 |
121,7 |
161,4 |
221,1 |
ежегод. прирост |
59,7 |
32,3 |
44,5 |
66,3 |
-145,7 |
39,7 |
59,7 |
ежегод. рост - % |
92,4% |
26,0% |
28,4% |
33,0% |
-54,5% |
32,6% |
37,0% |
3.2.3. депозиты всех видов |
млрд. руб. |
20,7 |
3,7 |
47,9 |
117,4 |
108,3 |
48,7 |
200,3 |
ежегод. прирост |
17,0 |
-17,0 |
44,2 |
69,5 |
-9,1 |
-59,6 |
151,6 |
ежегод. рост - % |
459,5% |
-82,1% |
1194,6% |
145,1% |
-7,8% |
-55,0% |
311,3% |
Источник: Банк России, расчеты автора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВП |
млрд. руб. |
7 305,6 |
8 943,6 |
10 817,5 |
13 201,1 |
16 966,4 |
21 614,7 |
26 621,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
депоз. д/в |
млрд. руб. |
444,6 |
586,7 |
706,7 |
1 003,20 |
1 277,50 |
1 805,70 |
2 754,40 |
[1] В России введена в действие Постановлением Госкомстата РФ от 31.08.1998 № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями).
[2] В цивилизованных странах разрешено все то, что: а) не запрещено законом, б) не требует специального разрешения, в) не регламентируется как специальный вид деятельности.
[3] См.: С.Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006.
[4] См.: В.А. Гамза. Россия-2006: Денежный обзор/ М., Научный эксперт/ 2006.
Обсудить статью в форуме
Другие материалы раздела :
|