ru  18 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Безопасность и глобальный финансовый обвал

В январе консалтинговая компания Control Risks выпустила свой ежегодный отчет под названием RiskMap 2009 - "Карта рисков - 2009". В нем содержится критическая оценка тех рисков в сфере политики и безопасности, с которыми может столкнуться бизнес.

2009-й обещает быть годом сейсмических изменений. В числе его особенностей -- мировой финансовый кризис, возросшая волатильность на товарных рынках, смена президента США и превращение похищения людей с целью выкупа в более глобальное явление.

Специальное издание "Дневника мировых событий", которое выпустила Control Risks, фокусируется на двух из этих вызовов -- на мировом финансовом кризисе и новом президенте в Белом доме.

Что ждать от финансового кризиса

Падение цен на недвижимость, нехватка кредитов и тлеющие конфликты в нескольких регионах заставляют многих инвесторов смотреть на 2009 год как на период экономии и перегруппировки. Развивающиеся рынки, на которых последние 5-10 лет шел быстрый рост, и даже некоторые развитые, индустриальные страны внезапно стали экономически и политически непрочными.

Фондовые и товарные рынки продолжают свою "езду по американским горкам", в то время как активы с фиксированным доходом стали более уязвимыми по отношению к неплатежам. В общем, компании видят гораздо менее надежную экономическую ситуацию и проявляют вполне понятную осторожность.

И все же воздействие финансового беспорядка на различные страны будет разным -- в зависимости от открытости страны и реакции ее правительства. Привлекательные условия для инвестиций все еще могут быть найдены. Кроме того, кризис, по всей вероятности, создаст новые перспективы для слияний и приобретений, выхода на рынок и рабочего партнерства.

Путь к успеху -- более плотный мониторинг и анализ изменяющейся рабочей среды, а также стратегический подход к новым сложным рискам в сфере политики и безопасности. Текущий год будет не столько наказывать инвесторов, сколько вознаграждать те компании, которые готовы извлечь выгоду из эффективного управления рисками и захватить хорошие контракты.

Вопреки общему фону геополитической тектоники, включающему в себя открыто напирающую Россию, изменяющуюся военную концепцию США в Ираке и длительные переговоры по мировому порядку и торговой политике, влияние глобального кризиса на определенную страну будет комбинацией ее открытости и способности отвечать на кризис эффективно.

Меньше возможностей реагировать

Наиболее подверженные риску страны -- не обязательно те, которые являются более открытыми, например, США и Великобритания -- но и те, у которых имеется меньше возможностей реагировать. Для бизнеса, который ищет поддержки или возможности сделать инвестиции за рубежом, как никогда важно осторожно вести дела и своевременно оценивать риски при планировании на будущее.

В этой связи важно отметить, что многие государства гораздо лучше защищены от нынешнего кризиса, чем в свое время -- от предыдущего. Страны Восточной Азии, помня о разрушительных последствиях регионального кризиса 1997-1998 годов, накопили резервы порядка 4 триллионов долларов в иностранной валюте, в основном за последние пять лет. Большинство экспортеров нефти на Ближнем Востоке также помнят опустошительные последствия удара, вызванного коллапсом цен в середине 80-х. Поэтому они весьма расчетливо подошли к использованию избытка средств, вызванного недавней рекордно высокой ценой нефти, и работали над диверсификацией как своих экономик, так и портфеля своих резервов.

Наконец, страны Латинской Америки извлекли кое-какие суровые уроки из банковских кризисов 90-х и начала 2000-х годов. Они предприняли действия по защите процедуры принятия экономических решений от влияния политики. Постоянное, хотя порой неравномерное укрепление институтуциональной мощности на многих развивающихся рынках, вероятно, сведет на нет часть рисков, исторически ассоциируемых с финансовым кризисом.

Более того, рынки учатся намного быстрее отвечать на политические риски. После военного вторжения в Грузию зарубежные инвесторы вывели из России свыше 25 миллиардов долларов, ощутив возросший политический риск и перспективу ответных мер со стороны США и Европы.

Россия, однако, остается открытой для международного бизнеса: финансовый кризис устранил некоторое противодействие инвестициям, поскольку правительство избавляется от ошибок своего восприятия и пытается заинтересовать иностранный капитал, в том числе, предлагая ему контракты на более выгодных условиях и готовя почву для приобретения активов иностранцами.

В годы высокой стоимости активов, когда рынки отрицали опасности, политические риски казались несущественными. Грузинский кризис показал, что эти риски будут иметь решающее значение в эпоху падения стоимости активов и "более хитроумных рынков". Он также указывает на необходимость тонко настраиваемой оценки рисков -- чтобы выгодный контракт не оказывался на обочине из-за знакомых нам заклинаний о том, что в определенном регионе стало больше риска.

Вот, в качестве средства для такой тонкой настройки, некоторые советы по успешной оценке рисков на ближайшие годы:

Не пренебрегайте проверкой своих партнеров

Так как риски при капитальных затратах значительно увеличились из-за кризиса, важно уделить больше внимания их оценке и убедиться в оправданности того или иного вложения средств. Тщательный сбор и анализ информации о ваших будущих партнерах, поставщиках и клиентах является необходимым условием для выполнения такой оценки.

Учитывайте специфику секторов

Страны, которые плохо управляют своей энергетикой, могут действовать очень эффективно в том, что касается нефти и газа, даже во время экономического спада. Аналогичным образом, риски и возможности различны для разных секторов: если на стратегические сектора влияют политические риски высокого уровня, например экспроприация, то в нестратегических секторах преобладают рутинные бизнес-риски, такие как мошенничество и коррупция.

Спускайтесь до местной политики

Ведение дел с министрами из центрального правительства -- великая вещь, до тех пор, пока вы не поймете, что их власть кончается за пределами столицы, и практические решения принимаются в офисе губернатора провинции.

Аналогичным образом, официальную лицензию на деятельность выдает департамент промышленности, а "лицензию социальную" вам вручают местные органы власти. Это утверждение становится лишь еще более верным по мере замедления экономического роста.

Отодвиньте занавеску поверхностных рисков

Понимать глубинные механизмы политических и операционных рисков столь же важно, сколь и знать их подробности. Пиратство вокруг Сомали -- отличный пример: в то время как всеобщее внимание изо дня в день привлечено к угрозам безопасности, которые проявляются в открытом море, на берегу происходит экономический и политический коллапс, который делает пиратство возможным. Без адресации к нижележащим проблемам не стоит рассчитывать, что ситуация на верхнем уровне улучшится сама собой.

Опасения, что финансовый кризис предвещает эру интенсивного национализма и протекционизма, велики. Глобальная экономика всегда связана с национальными интересами, и некоторые из величайших успехов глобализации, включая рост развивающихся рынков, имели место тогда, когда государства разумно заботились о своих экономиках, облегчая инвестиции, улучшая качество законов и инструкций и обеспечивая стимулы для иностранных компаний.

Эти тенденции сохранятся и даже усилятся в результате кризиса. В то время, как агрессивные режимы вряд ли смогут реформироваться быстро, популистские правительства распахнут свои объятия иностранным инвестициям. Финансовый кризис, во всяком случае, показал, что глобальная экономика остается глубоко взаимосвязанной и зависящей от компромиссов между внутренней политикой и международным капиталом.


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна