ru  20 мая 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОР
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:






Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Единой статистики по рейдерству в России нет

Переход на рыночные механизмы хозяйствования привнес в нашу жизнь такие опасности и угрозы, о которых советский человек, к счастью, даже и представления не имел: банкротства, новые виды мошенничества, заказные убийства, похищения людей, торговля детьми и т.д. В ответ на эти вызовы государство было вынуждено принять целый комплекс мер, которые потом трансформировались в глобальную систему безопасности с соответствующими ответвлениями по направлениям: экологическая безопасность, продовольственная, военная, экономическая и т.д.

О том, что собой представляет экономическая безопасность, наш корреспондент беседует с директором профильного департамента Торгово-промышленной палаты РФ Николаем Гетманом.

- Николай Иванович, какова правовая база экономической безопасности, если только в таком разрезе эту проблему рассматривать?

- Один из первых законодательных актов по обеспечению экономической безопасности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», был принят еще в 1990 году. Затем в 1991 году появился Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Позже, в 1992 году, был принят Закон «О частной детективной и охранной деятельности». В последующий период были еще приняты многие законы, подзаконные акты и нормативные документы. Все не перечислишь.

Надо отдать должное: законодатель всегда уделял этой проблеме много внимания. Поэтому, на мой взгляд, законодательная база обеспечения экономической безопасности у нас в стране неплохая. Однако жизнь настоятельно подсказывает, что законотворческий процесс в этом направлении нужно продолжать. В некоторые законы необходимо вносить изменения. И чем быстрее, тем лучше. Например, это касается законов, регулирующих корпоративные споры.

- Вы имеете в виду появление у нас нового, с позволения сказать, «бизнеса» – незаконного захвата предприятий?

- Да. По экспертным оценкам, в 2005 году стоимость российских бизнес-активов, попавших под огонь рейдеров, составила от 120 до 200 миллиардов рублей. В 2006 году оборот рейдерства вырос на 30-40 процентов. Единой статистики по рейдерству в стране не ведется. Учитываются лишь факты, освещавшиеся в СМИ, количество возбужденных дел или те, что дошли до суда. Если говорить о латентной стороне, то, как признают аналитики, любую официальную цифру смело можно увеличивать в два-три раза.

Примечательно, что большинство захватов происходит в регионах, где высока стоимость земли: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, промышленных районах Урала, в городах-миллионниках. И, как правило, захватчиков интересует не сам магазин, парикмахерская или ремонтная мастерская, а помещение, которое можно выгодно сдать в аренду либо снести, соорудив на его месте нечто долларообразующее. Чем выше кадастровая стоимость землеотвода, где расположен ваш автосервис или магазин, тем выше риск, что вами заинтересуются пираты.

- Рейдерский захват стал сегодня самостоятельным видом бизнеса?

- Со всеми атрибутами: планированием, бюджетированием, разделением труда, нормой прибыли. Высокая доходность привлекает в этот сектор профессионалов высокого класса - госслужащих, юристов, пиарщиков, специалистов в области безопасности, силовиков. Обязательно наличие специалистов по корпоративному праву, гражданскому, уголовному, арбитражному и коммерческому. Самое тревожное, что от насильственных захватов не застрахованы и стратегические предприятия, имеющие важнейшее значение для обеспечения обороноспособности страны.

- Николай Иванович, я не могу понять одного: есть владелец предприятия, у него есть соответствующие документы, подтверждающие право на собственность. И вдруг приходят какие-то маски-шоу и на основании каких-то невнятных бумаг забирают у него его бизнес?

- Именно так. Причем схем отбора чужой собственности довольно много. Это захваты с использованием имитации сделок с акциями (незаконные сделки) или хищение акций при помощи поддельных документов, манипуляции с реестром акционеров, обращение взыскания на акции по несуществующим обязательствам акционера и т.д. Но самое опасное, на мой взгляд, что ни один захват не происходит без использования административного ресурса.

- Другими словами – без участия коррумпированных чиновников.

- Правда, нужно отметить, что ряд постановлений Высшего арбитражного суда (ВАС) серьезно ограничил возможность корпоративных захватов с помощью коррумпированных судейских работников.

- Можно ли назвать наиболее известные корпоративные споры, в разрешении которых принимала участие палата?

- Это конфликты, связанные с такими предприятиями, как ОАО «Тольяттиазот» и ООО «Разрез Черемшанский» (Кемерово), ОАО «Гипромез», Ярославский электромашиностроительный завод и ряд других. Кстати, при участии ТПП были внесены изменения в ряд законодательных актов о банкротстве, что позволило не только остановить неконтролируемый характер этих процессов, но и в разы сократить количество исков в судах – с 57% до 9%.

В настоящее время в Госдуме находится пакет законопроектов по противодействию рейдерству, в разработке которых участвовала палата. Так, впервые в Арбитражном процессуальном кодексе появился термин «корпоративный спор», такие споры должны рассматриваться судами по месту регистрации ответчика. Сложнее станет оспорить решения советов директоров - срок давности планируется сократить с трех лет до трех месяцев. И много других новелл, которые призваны если не полностью остановить рейдеров, то, во всяком случае, минимизировать набор их инструментов.


ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

Новости и комментарии









  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна