ru  20 апреля 2024 Россия НацБез.Ру: ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал страницы смотрите здесь
Нацбез.Ру: Национальная безопасность

14 ноября 2003

О результатах работы Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией по состоянию на 13 ноября 2003 года

С П Р А В К А

о результатах работы Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3-го созыва по борьбе с коррупцией
(по состоянию на 13 ноября 2003 года)

Комиссия по борьбе с коррупцией в составе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3-го созыва образована Постановлением Государственной Думы от 23 февраля 2000 года № 115-III ГД.

10 марта того же года Постановлением № 164-ІІІ ГД утверждены состав Комиссии (14 человек на основе пропорционального представительства фракций и депутатских групп) и Положение о ней.

Председателем Комиссии избран депутат Степашин С.В., заместителями председателя – депутаты Александров А.И., Бурдуков П.Т. и Куликов А.Д.

Распоряжением  Председателя  Государственной  Думы  от  10  апреля  2000 года № 97 лс создан аппарат Комиссии в составе трёх человек.

В соответствии с Положением о Комиссии на неё возложено изучение, анализ и обобщение материалов о коррупции и борьбе с ней, выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и принятию необходимых мер в этой сфере; организация работы по комплексному исследованию действующего законодательства с целью выявления норм и положений, способствующих коррупции; предварительное рассмотрение совместно с профильными комитетами законопроектов с целью выявления коррупциогенных норм и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; выполнение поручений Государственной Думы по изучению вопросов и проверке конкретных данных  о коррупции с последующим информированием Государственной Думы о выполнении этих поручений и сделанных выводах; разработка предложений по формированию и осуществлению последовательной государственной антикоррупционной политики и др.

В июне 2000 года из состава Комиссии выбыл депутат Степашин С.В., избранный Председателем Счетной палаты Российской Федерации, в апреле 2001 года - депутаты Игнатов В.М. и Пискунов А.А., избранные аудиторами Счетной палаты РФ. В июне 2000 года в состав Комиссии введены депутаты Ковалев Н.Д., избранный председателем Комиссии, и Щекочихин Ю.П., в ноябре 2001 года - депутат Финько О.А., заместитель председателя Комиссии.

В настоящее время в состав Комиссии входит 17 депутатов, следующим образом представляющих фракции и депутатские группы Государственной Думы:  «Единство» - 3 чел. (А.И. Александров, А.Г. Билалов, Ф.А. Клинцевич), КПРФ - 2 чел. (Н.В. Коломейцев, А.Д. Куликов),  ЛДПР - 1 чел. (О.А. Финько), ОВР – 2 чел. (Н.И. Булаев, Н.Д. Ковалев), СПС – 1 чел. (Ю.Г. Курин), «Яблоко» - 1 чел. (Ю.П. Щекочихин), Агропромышленная группа – 2 чел. (П.Т. Бурдуков, О.И. Мащенко), «Народный депутат» - 3 чел. (М.И. Гришанков,  Б.Л. Резник, С.П. Шашурин), «Регионы России» - 1 чел. (Н.И. Шаклеин), независимые депутаты – 1 чел. (Н.Н. Гончар).

В структуре Комиссии созданы три подкомиссии, возглавляемые заместителями председателя Комиссии по борьбе с коррупцией:

а) в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации (А.Д. Куликов);

б) в судебной системе и правоохранительных органах (А.И. Александров);

в) в области внешнеторговой деятельности, экономики и финансов (П.Т. Бурдуков).

С целью научного, правового и информационно-консультативного обеспечения деятельности Комиссии её решением от 17 октября 2000 года создан Экспертный совет, возглавляемый заместителем председателя Комиссии А.И. Александровым. В состав Экспертного совета вошли известные учёные, специализирующиеся в различных отраслях права, и опытные специалисты-практики. Это позволило на высоком профессиональном уровне осуществлять работу по совершенствованию законопроектов, внесенных в Государственную Думу, и действующих законов Российской Федерации с целью устранения норм и положений, способствующих распространению коррупции, а также решать другие задачи, определённые Положениями о Комиссии и Экспертном совете.

В целях организации оперативного взаимодействия с органами прокуратуры по проверяемым Комиссией материалам о коррупции и злоупотреблениях в высших эшелонах государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ решением Комиссии от 18 декабря 2001 года создана рабочая группа в составе 6 депутатов во главе с заместителем председателя Комиссии А.Д. Куликовым.

На заседаниях рабочей группы рассматривались материалы отдельных проверок, заслушивались по различным вопросам ответственные должностные лица министерств и ведомств, а также руководители и ответственные работники Генеральной и Главной военной прокуратуры.

Деятельность Комиссии осуществляется на основе полугодовых планов работы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими федеральными законами, Регламентом Государственной Думы и Положением о Комиссии.  Исходя из поставленных перед Комиссией задач, основными направлениями деятельности Комиссии являются: совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией; проверка конкретных фактов коррупции в органах государственной власти и управления РФ в соответствии с поручениями Государственной Думы и собственными решениями Комиссии; изучение, анализ и проверка фактов коррупции, содержащихся в обращениях граждан, руководителей государственных и коммерческих организаций и других лиц.

I. Совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией.

 

а) В соответствии с возложенными задачами Комиссия совместно с профильными комитетами Государственной Думы (по законодательству, по безопасности, по государственному строительству, по бюджету и налогам, по информационной политике и др.) участвовала в подготовке ряда проектов федеральных законов, в том числе:

-  «О борьбе с коррупцией»  (13 июня 2001 года законопроект отклонен  палатой в первом чтении).   В настоящее время идет доработка принятого 20 ноября 2002 года в первом чтении законопроекта «О противодействии коррупции»;

- «О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (новая редакция Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Предложения Комиссии полностью учтены при принятии законопроекта в первом чтении  11 апреля 2001 года;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (об отмене п. 4 ст. 52 о внебюджетном фонде развития прокуратуры). Заключение Комиссии о несоответствии закону положения п.4 ст.52 закона «О прокуратуре Российской Федерации»  учтено при принятии палатой законопроекта в первом чтении  11 апреля 2001 года.  Федеральным законом от 29 декабря 2001 года № 182-ФЗ пункт 4 ст.52 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» исключен с 1 января 2002 года;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О судебных приставах»  и  «Об исполнительном производстве» (приведение в соответствие с действующим законодательством);  

- «О внесении изменений и дополнений в  ст.126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» (о перераспределении  подследственности между органами предварительного расследования);

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

- «О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования процедуры внешнего управления;

- «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ» (Новая редакция);

- «О кодексе поведения государственных служащих в Российской Федерации».

б) Осуществляла самостоятельную законотворческую деятельность:

- по приведению в соответствие с требованиями Конституции РФ и Регламента Государственной Думы законопроекта «О внесении изменений и дополнений в законы РФ «О государственной тайне», «Об основах государственной службы  Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы  Российской Федерации» (об использовании полиграфа при допуске к государственной тайне); 

- по подготовке предложений к законопроекту «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

- по разработке законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов (с целью запрета на занятие коммерческой деятельностью и исключения иных возможностей для злоупотреблений и коррупции);

- по участию в пределах компетенции Комиссии в работе над законопроектом «О борьбе с бюрократизацией»;

- по изучению вопроса о законности положений о федеральных внебюджетных фондах, в частности, Министерства юстиции РФ (фонда развития исполнительного производства и фонда уголовно-исполнительной системы) и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (фонда пожарной безопасности).

в) В порядке законодательной инициативы внесла законопроекты, в настоящее время находящиеся на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе:

-    «О парламентских расследованиях Федерального Собрания РФ» (депутаты Гончар Н.Н., Ковалев Н.Д., Б.Л. Резник,  М.И. Гришанков). Проект направлен на введение институционального контроля за деятельностью федеральной исполнительной власти со стороны законодательной власти  с целью  развития демократических начал в деятельности российского государства;

-   «О внесении изменения в статью 287 Уголовного кодекса Российской Федерации» (депутат Куликов А.Д.).  Проект подготовлен с целью правового обеспечения реализации предусмотренного законом права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на получение полной и неискаженной информации по любым вопросам, касающимся осуществления ими своих полномочий;

- «О внесении дополнения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (депутаты Бурдуков П.Т., Куликов А.Д., Шаклеин Н.И., Щекочихин Ю.П.).   Проект предусматривает распространение налоговых льгот на поставки специальных технических средств индивидуальной защиты для военнослужащих «силовых» министерств и ведомств, участвующих в боевых действиях и контртеррористических операциях по защите населения Российской Федерации от бандитизма;

- «Основы антикоррупционной политики» (депутат Александров А.И.);

- «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (депутаты Александров А.И., Бурдуков П.Т.);

- «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации» в части усиления борьбы с терроризмом (депутат Ковалев Н.Д.);

- «О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования процедуры внешнего управления (депутат Куликов А.Д.).

- «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями  на верхнем уровне управления государством» (депутаты Коломейцев Н.В. и Куликов А.Д.);

-  «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству» (депутат Ковалев Н.Д.).

г)   Разработала концепции законопроектов:

-   «О парламентском расследовании» (депутат Александров А.И.);

- «О противодействии коррупции на верхнем уровне управления государством» (депутат Коломейцев Н.В.).

- «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (депутат Куликов А.Д.);

- «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (депутат Ковалев Н.Д.).

д) Проверила на коррупциогенность:

-  действующие Федеральные законы «О судебной системе Российской Федерации»,  «О статусе судей в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

- представленные на рассмотрение Государственной Думы проекты Федерального закона «О лотереях», внесённые Правительством Российской Федерации и группой депутатов Государственной Думы.

Кроме того в Комиссии создана (подобрана и переведена на русский язык) библиотека иностранного законодательства по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, состоящая из законодательных актов США, Италии, Франции, Великобритании, Канады, Японии, Китая, ФРГ, материалов конференции Совета Европы, слушаний в Палате представителей Конгресса США, международных конвенций и др. (в целях  использования в законотворческой деятельности положительного опыта зарубежных стран).

II. Работа по проверке фактов коррупции в органах государственной власти и управления РФ.

А) По поручениям Государственной Думы:

- по поручению Государственной Думы от 19.05.2000 г. (протокол № 46) Комиссией изучены основания и обстоятельства оперативно-розыскных и следственных действий, проведенных правоохранительными органами 11 мая 2000 года в г. Москве в отношении холдинга «Медиа-Мост» и его структур. Мнение Комиссии передано в Комитет по безопасности ГД для обобщения;

- по поручению Государственной Думы от 20.10.2000 г. (протокол № 97) проверены данные о наличии у министра Российской Федерации по атомной энергии Е.О. Адамова карты социального страхования, счетов в банках США,  зарегистрированном в его квартире представительстве американской фирмы  и о занятии им коммерческой деятельностью. 

В ходе проверки данная информация нашла свое подтверждение. О результатах работы Комиссия 22 февраля 2001 года  проинформировала депутатов Государственной Думы, а также Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, Совет Безопасности РФ, ФСБ России. Одновременно с этим для правовой оценки и принятия мер прокурорского реагирования материалы были направлены в Генеральную прокуратуру РФ;

- по поручению Председателя Государственной Думы  Г.Н.Селезнева от 14.11.2000 г.  проведена проверка по факту банкротства АООТ «Атоммаш» (г.Волгодонск Ростовской области).   Справка по результатам проверки доведена до сведения Председателя и депутатов Государственной Думы;

- по поручению Государственной Думы от 15.11.2000 г. (протокол № 104) изучены основания и  обоснованность вмешательства ООО «Сильвер» («Альфа-групп») в правовые отношения акционеров ОАО «Таганрогский металлургический завод» («Тагмет»).   Информация Комиссии по результатам проверки 11 февраля 2001 года была распространена среди депутатов Государственной Думы.  Материалы и справка Комиссии направлены в Генеральную прокуратуру РФ для организации прокурорского надзора за законностью дальнейших процессов, сопровождающих перераспределение акций ОАО «Тагмет»;

- по поручениям Государственной Думы продолжается работа по обобщению материалов о причастности к коррупции членов Правительства Российской Федерации и лиц из Администрации Президента  (протокол № 153 от 5.04.2001 г.) и по изучению и оценке «кадровой политики   М.М.Касьянова, позволяющей проникать в высокие властные структуры коррумпированным чиновникам»  (протокол № 204 от 13.07.01 г.).

Во исполнение этих поручений Комиссией:

а) проведена проверка фактов противоправной деятельности бывшего первого заместителя министра финансов Российской Федерации Вавилова А.П., в результате которой государству причинены тяжкие последствия в виде материального ущерба. Материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования;

б) проведена проверка фактов коррупционной деятельности министра транспорта РФ Франка С.О.  Материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер прокурорского реагирования;

в) завершена начатая еще в 1999 году проверка деятельности  министра путей сообщения РФ Аксененко Н.Е. Справка Комиссии доведена до сведения депутатов Госдумы и  направлена в Генеральную прокуратуру РФ. В октябре 2001 года возбуждено уголовное дело, расследование которого в настоящее время завершено;

г) проведена проверка материалов о причастности к коррупции в отношении министра природных ресурсов РФ Артюхова В.Г. (2001 г. - н.вр.), в том числе в бытность его руководителем Государственной налоговой службы РФ (1995-1997 гг.), начальником Федеральной дорожной службы РФ и руководителем Российского дорожного агентства  (1997-2001 гг.), а также в отношении бывшего Председателя Госкомрыболовства РФ Наздратенко Е.И. (2001-2003 гг.) В октябре 2003 года материалы направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

д) продолжается проверка по вопросу о злоупотреблениях высших должностных лиц, причастных к нецелевому использованию кредита Международного валютного фонда в сумме 4,8 млрд.долларов США, выделенного Российской Федерации в августе 1998 года;

- по поручению Государственной Думы от 5.04.2001 г. (протокол № 153)  проверена законность Положения о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации (п.4 ст.52 Закона РФ «О прокуратуре в РФ»).

По результатам проверки Комиссией признано, что п. 4 ст. 52 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и  Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации  не соответствуют законодательству Российской Федерации, способствуют коммерциализации системы органов прокуратуры и создают широкие возможности для распространения злоупотреблений и коррупции в системе ее органов.

Заключение Комиссии по данному вопросу 27 сентября 2001 года направлено депутатам Государственной Думы для информации;

- по поручению Государственной Думы от 6 февраля 2002 года (протокол № 267) Комиссия совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности проверила достоверность распространенной от имени Института изучения общественного мнения при Российской академии наук информации о деятельности полномочного представителя Президента по Приволжскому федеральному округу С.В.Кириенко, якобы направленной на создание устойчивой преступной группы. В ходе проверки было установлено, что этого или подобного ему института при Российской академии наук не существует, а подготовленный от его имени документ является фальшивкой.

О результатах проверки депутаты Государственной Думы были проинформированы;

- в соответствии с поручением Государственной Думы от 24 апреля 2002 года (протокол № 301) Комиссией проведена проверка фактов злоупотреблений и коррупции чиновников Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации при осуществлении лицензирования туроператорской и турагентской деятельности.

Установлено, что должностными лицами Департамента туризма Минэкономразвития России вопреки закону накануне начала туристского сезона были аннулированы все действовавшие лицензии на предоставление туристических услуг и созданы условия для дополнительного взимания с турфирм - соискателей новых лицензий платы за непредусмотренные законом услуги по срочному переоформлению лицензий.

По результатам проверки подготовлена справка, которая будет  направлена на ознакомление депутатам Государственной Думы;

- во исполнение поручения Государственной Думы от 15 мая 2002 года (протокол № 305)  Комиссией проверены факты, содержащие признаки противоправных действий и коррупционных правонарушений, указанные в публикациях средств массовой информации в отношении кандидатуры Суханова Ю.Е., представленной на должность Президента государственной нефтегазовой компании "Славнефть" и утвержденной распоряжением Правительства Российской Феде­рации № 512-р от 17 апреля 2002 года.

Справка по результатам проверки направлена на ознакомление депутатам Государственной Думы;

- во исполнение поручения Государственной Думы от 18 апреля 2003 года (протокол № 436) Комиссия проанализировала по имеющимся материалам причины неудовлетворительного состояния борьбы с преступностью в стране, с обеспечением безопасности граждан и приняла участие в подготовке проекта соответствующего  постановления Государственной Думы;

- по поручению Государственной Думы от 21 июня 2003 года (протокол № 461) в связи с многочисленными случаями гибели шахтёров Комиссией на основе материалов, представленных Министерством природных ресурсов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, губернатором Кемеровской области, были изучены вопросы выдачи лицензий на освоение новых месторождений в Кемеровской области. Справка по результатам проверки направлена депутатам Государственной Думы.

Б) По материалам, принятым к ведению решениями Комиссии.

Комиссией проведено  более 60 проверок по следующим материалам о коррупции, принятым ею к своему ведению:

           - о ненадлежащем хранении запасов государственного резерва, хищении материальных ценностей и злоупотреблении полномочиями ответственными должностными лицами Росрезерва;

- о хищении с участием сотрудников МВД в апреле-мае 1997 года  со счета ТОО «Валта» принадлежащих фирме 3,5 млрд. неденоминированных рублей;

- о фабрикации уголовного дела в отношении главы администрации одного из районов Тамбовской области;

- о незаконной коммерческой деятельности депутата Государственной Думы Головлёва В.И. (соответствующие материалы 13 июля 2001 года были направлены Комиссией в Генеральную прокуратуру РФ. На основе обращения Комиссии и с учетом имевшихся в прокуратуре материалов уголовного дела 29 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ внес в Государственную Думу представление о даче согласия на лишение Головлева В.И. депутатской неприкосновенности и привлечении его к уголовной ответственности.  Головлеву предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных  ч.3 ст.147 и ч.2 ст.170 УК РСФСР);

            - о фактах коррупции в деятельности ряда бывших высокопоставленных чиновников МВД РФ (помощник министра внутренних дел РФ генерал-лейтенант милиции Орлов А.Л. и первый заместитель начальника ГУВД г. Москвы, начальник службы криминальной милиции генерал-майор милиции Купцов В.Н.);

- по обращению Председателя Совета директоров ОАО «Северная нефть» Вавилова А.П. о якобы «заказном» характере действий ряда ответственных должностных лиц Генеральной прокуратуры РФ и незаконном возбуждении уголовного дела в отношении руководства ОАО «Северная нефть»;

- о незаконной деятельности руководителей НИИ «Росконверсвзрывцентр»  Минобразования Российской Федерации и ряда ответственных должностных лиц МВД России по организации нелегального сбыта на территории России крупных партий взрывчатых веществ, полученных при утилизации списанных боеприпасов;

- по материалам публикаций «Рыбная мафия» (газета «Известия»);

 - по материалам передачи «Криминал» (НТВ) о фактах хищения бюджетных средств в размере 149 млрд. рублей и причастности к этому бывшего председателя правительства Архангельской области Н. Малакова (зам. главы администрации Ненецкого автономного округа);

- по фактам необоснованного прекращения Генеральной прокуратурой РФ уголовного дела по контрабанде мебели и незаконного возбуждения уголовных дел в отношении следователя МВД Зайцева и ответственных сотрудников ГТК РФ Волкова и Файзулина, принимавших участие в расследовании  противоправной деятельности руководства МЦ «Гранд» и ТЦ «Три кита»;

- по фактам незаконных действий бывших Председателя Госкомимущества РФ Беляева С.Г., его первого заместителя Коха А.Р., первого заместителя министра финансов РФ Вавилова А.П. и Председателя Российского фонда федерального имущества Соколова В.В. по выводу активов ОАО «Холдинговая компания «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» и причинении государству крупного материального ущерба;

- о хищении бюджетных средств, предоставленных Минфином РФ в 1996-1997 гг. Международному финансовому фонду содействия развития Союза Независимых Государств;

- по фактам коррупции высших должностных лиц государства при осуществлении в 1996-1997 гг. международных взаимозачетов с Белоруссией и Украиной по имевшимся задолженностям за поставленный газ, повлекших причинение Российской Федерации ущерба в размере более 1 млрд. долларов США.

По всем выявленным в ходе проверок фактам нарушения законодательства информировались соответствующие инстанции и правоохранительные органы.

III. Работа по обращениям и заявлениям граждан, руководителей государственных и коммерческих организаций и  других лиц.

За истекший период Комиссией рассмотрено более 2000 заявлений и обращений граждан, руководителей коммерческих и государственных организаций и предприятий, депутатов местных представительных органов, субъектов Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации о фактах коррупции и нарушениях законности в деятельности должностных лиц исполнительной власти разных уровней, работников налоговых и правоохранительных органов, судов и прокуратуры.

География поступивших в Комиссию обращений и заявлений охватывает следующие города и  регионы России, а также  иные государства:

1. Еврейская АО                                             

2. Кировская обл.                                          

3. Камчатская обл.                                                    

4. Ростовская обл.                                         

5. Белгородская обл.                                      

6. г. Санкт-Петербург                                    

7. Ленинградская обл.                                  

8. г. Москва                                                    

9. Московская обл.                                        

10. Краснодарский край                                

11. Астраханская обл.                                   

12. Волгоградская обл.                                 

13. Республика Коми                                    

14. Самарская обл.                                             

15. Тульская обл.                                            

16. Оренбургская обл.                                    

17. Омская обл.                                               

18. Рязанская обл.                                            

19. Республика Марий-Эл

20. Кемеровская обл.

21. Республика Татарстан

22. Нижегородская обл.

23. Пензенская обл.                                        

24. Калужская обл.                                         

25. г. Екатеринбург                                          

26. Свердловская обл.                                    

27. г. Новый Уренгой

28. Приморский край

29. Воронежская обл.

30. Ставропольский край

31. Тверская обл.

32. Красноярский край

33. Челябинская обл.

34. Курганская обл.

35. Республика Чувашия

36. Липецкая обл.

37. Республика Дагестан

38. Ярославская обл.

39. Амурская обл.

40. Тюменская обл.

41. Республика Адыгея

42. Тамбовская обл.

43. Ивановская обл.

44. Архангельская обл.

45. Республика Башкортостан

46. Ханты-Мансийский АО

47. Читинская обл.

48. Республика Карелия

49. Хабаровский край

50. Магаданская обл.

51. Чеченская Республика

52. Республика Ингушетия

53. Курская обл.

54. Владимирская обл.

55. Мурманская обл.

56. Республика Удмуртия

57. Новосибирская обл.  

58. Республика Мордовия

59. Иркутская обл.

60. Республика Саха (Якутия)

61. Республика Беларусь

62. США

63. Кипр

64. Перу

Необходимо отметить, что подавляющее большинство адресованных в Комиссию обращений вызывались невозможностью для заявителей добиться  справедливого решения вопроса в органах прокуратуры и суда или иным путем  защитить свои законные права от произвола чиновников.

По поступившим заявлениям и обращениям проведено свыше 1700 проверок. В результате данной работы Комиссии полномочными органами приняты следующие решения:

а) прекращены 18 уголовных дел, возбужденных органами следствия незаконно или без достаточных к тому оснований (в том числе прокуратурой Тверской области в отношении руководителей ЗАО «Бирса», «Грасса» и ООО «Бакатис К Лтд.», УВД СВАО г. Москвы в отношении директора ЗАО «Грасса»; по обвинению руководителей ЗАО «Бородино» в незаконном предпринимательстве и др.);

б) отменены по основаниям незаконности и необоснованности:

- постановления о прекращении следствия по 87 уголовным делам (в том числе о преднамеренном банкротстве ООО «ПФК «Святогор»; о хищении денежных средств со счетов ТОО «Валта»; о мошенничестве начальника РСУ ГУП «Салаватский оптико-механический завод» («СОМЗ»); о хулиганских действиях с применением оружия; по факту получения взятки директором «СОМЗ»; в отношении генерального директора ЗАО «Эльдорадо Групп Лтд.» Джонассена Х.Ф.; в отношении руководства АООТ «Федеральный фонд» и ОАО «Ф-группа»; по факту получения взяток; по похищению гр-на Седловского П.Ю.  и генерального директора «Русский подшипник» Лукоянова Г.В.; по факту мошенничества;  в отношении руководства компании «Виго» и по факту хищения передовой технологии; о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности в НПО «Табак»; в отношении руководителей Ильского ТОО «Нефтепродукт»; в отношении руководителей СТК «Агропром-Инвест-Гео» г. Ростов-на-Дону; о незаконных действиях работников милиции Нижегородской области; по фактам подделки и использования заведомо подложных документов и др.);

- постановления о приостановлении следствия по 33 уголовным делам (в том числе в отношении должностных лиц МПП ЖКХ Советского р-на г. Ростова-на-Дону по факту хищения имущества предприятия; по факту злоупотребления полномочиями бывшими руководителями и внешним управляющим ГУП «Салаватский оптико-механический завод»; по фактам вооруженного нападения в г. Новороссийске на супругов Булгаковых и убийства Булгакова И.И., а также вооруженного нападения и причинения телесных повреждений Брилеву В.С.; по похищению гр-н Филонова А.К. и Собенникова Б.Д.;  о повреждении  имущества, изъятого и находившегося на хранении в УВД ВАО г. Москвы; о злоупотреблении должностными полномочиями главврача Северской ЦРБ Краснодарского края Федорова А.А.; о хищении денежных средств ОАО «Лукойл-Кубань»; по фактам безвестного исчезновения женщин; о злоупотреблениями полномочиями бывшим директором ООО «БигБорд», по факту умышленного поджога частного жилого владения и др.);

- 40 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел (в отношении работников УПВС ГУВД Ростовской обл.; по факту вымогательства сотрудниками милиции имущества и домовладения;  по факту невозвращения денежных средств вкладчикам банка «РИТ» г. Волгограда; по факту подделки решения Раменского городского суда; о злоупотреблении полномочиями руководством Яшкинского ДРСУ; по факту поджога строящегося дома, вынесенного на основе сфальцифицированных сотрудником МВД материалов проверки; по факту должностного подлога в отношении оперуполномоченного уголовного розыска Каширского УВД Пахомова; в отношении руководителей ООО «Агро-Гео» и ОАО «Агропродукт» по факту злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности; по фактам незаконной деятельности внешнего управляющего ФГУП «Севрыбпромразведка»; в отношении бывших руководителей Минтруда России за халатность, повлёкшую тяжкие последствия, по факту угрозы убийством генеральному директору пансионата «Кабардинка» Дурновой и др.);

в) возбуждены 80 уголовных дел (в том числе в отношении сотрудников  УПВС ГУВД Ростовской обл., в отношении конкурсного управляющего КБ «РИТ» г. Волгограда по факту хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием; в отношении работников налоговой полиции г. Чапаевска Самарской области по факту проведения незаконного обыска; в отношении работников милиции по факту незаконного изъятия автомобиля; в отношении должностных лиц правительства г. Москвы по фактам злоупотребления при выпуске ценных бумаг и лиц, заверивших отчет о размещении дополнительных ценных бумаг ОАО «Московский подшипник»; о мошенничестве руководства «СОМЗ»; в отношении оперуполномоченного Каширского УВД Пахомова; в отношении руководства ФГУП «Телевизионный технический центр»; по преднамеренному банкротству  ОАО «Холдинговая компания «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» и продаже принадлежащих государству акций по заниженной цене;  по факту применения насилия в отношении главного врача Наурского района Чеченской Республики;  в отношении руководства Пятигорского торгово-экономического техникума; в отношении дежурного сотрудника ОВД района «Текстильщики», отказавшего в приеме заявления о преступлении; в отношении руководителя федерального казенного предприятия «Управление торговли Ленинградского военного округа»; в отношении руководителей ООО «Агро-Гео» и ОАО «Агропродукт»; по факту незаконного взыскания налоговых сборов с предпринимателей на территории Управы района «Пресненский»; в отношении сотрудника милиции за незаконное применение спецсредств, в отношении генерального директора ООО «Терминал» Романова по факту совершения им мошеннических действий в отношении фирмы «Фора лтд» и др.);

г) отменены или изменены приговоры судов по 7 уголовным делам, в том числе: постановлением Президиума Мосгорсуда по делу Гайнутдинова ранее определенное наказание в виде 5,5 лет лишения свободы заменено на условное с 3-х летним испытательным сроком; постановлением Президиума Волгоградского областного суда по делу Федика  ранее вынесенный приговор (осужден условно)  отменен в связи с мягкостью назначенного наказания и дело направлено на новое судебное рассмотрение; в связи с существенными нарушениями норм уголовно-процессуального закона, допущенными судом при составлении приговора;

д) органами прокуратуры внесены и удовлетворены судами протесты по 39  гражданским делам, приостановлено исполнением 9 решений суда;

е) приняты следующие меры прокурорского реагирования (прекращена незаконная деятельность по переработке цветного металлолома ООО «Сплав»; проведена служебная проверка и наказан начальник УВД ведомственной охраны Читинской области; внесено представление начальнику ГУВД Свердловской области о наказании в дисциплинарном порядке лиц, допустивших волокиту и формализм при расследовании уголовных дел; направлено представление начальнику СУ при УВД САО г. Москвы о привлечении к ответственности виновных в неоднократном необоснованном прекращении уголовного дела; указано Головинскому межрайонному прокурору на ненадлежащую организацию надзора за органом предварительного следствия; прокурору г. Москвы  дано поручение провести служебную проверку в отношении сотрудников СУ при УВД СВАО г. Москвы по факту допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства; проводится проверка фактов о неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов г. Курска; прокурору г. Москвы поручено разобраться в причинах принятия необоснованных решений по уголовным делам и наказать виновных в нарушение норм УПК; на рассмотрение коллегии прокуратуры Московской области вынесен вопрос о соответствии занимаемой должности прокурора Можайского района Московской области Котенко С.В.; прокуратурой ЮАО г. Москвы внесено представление начальнику СУ при УВД об устранении нарушений закона, допущенных при производстве следственных действий; опротестован приказ об увольнении главного врача Наурского района Чеченской Республики Эжаева; внесено представление по факту грубых нарушений сотрудниками Краснодарской таможни п.8 ст.27 КоАП РФ; отменена мера пресечения и задержанный освобождён из-под стражи; создана межведомственная следственная группа, которой передано расследование уголовного дела в отношении сотрудников милиции г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия); оспорена в суде обоснованность решений Правительства РФ и Минимущества России о приватизации гостиничного комплекса в г.Краснознаменске Московской обл.; внесено представление о привлечении к дисциплинарной ответственности судебного пристава Краснодарского края, внесено 5 протестов на постановления  главы г.Геленджика, действия сотрудников ГУВД Краснодарского края и др.; создана оперативная группа из числа сотрудников СКМ МВД России для проверки фактов хищения бюджетных средств в Ханты-Мансийском автономном округе, внесены представления в адрес Главы администрации Щёлковского района Московской области и начальника Управления архитектуры и строительства об устранении нарушений действующего законодательства);  

ж) по 67 материалам в отношении сотрудников правоохранительных  и судебных органов применены меры дисциплинарного воздействия, в том числе:

- приказом начальника ГСУ при ГУВД Московской области за допущенные нарушения закона и необоснованное возбуждение дела следователь предупрежден о неполном служебном соответствии, 4 члена следственной группы отстранены от занимаемых должностей и решается вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения ими службы в органах внутренних дел; 

- отстранены от занимаемых должностей и уволены из органов прокуратуры руководители Южно-Уральской транспортной прокуратуры Любченко и Сергеева;

- за допущенные нарушения уволен с государственной службы судебный пристав-исполнитель;

- за нарушение норм ГПК предупрежден судья, а председателю Мещанского суда г. Москвы указано;

- привлечены к дисциплинарной ответственности сотрудники ОВД «Текстильщики» и сотрудники прокуратуры Северского р-на Краснодарского края;

- за грубые нарушения сроков рассмотрения гражданских дел по представлению Председателя Верховного суда Республики Башкортостан прекращены полномочия судьи Щипковой;

- за допущенные нарушения наказаны в дисциплинарном порядке прокурор г.Балашов Саратовской области Буньков и его помощник Склёмин;

- строго предупреждены о ненадлежащем надзоре за ходом расследования прокурор Мещанской межрайонной прокуратуры г.Москвы и его заместитель;

- за необоснованное ходатайство об аресте прокурор и следователь прокуратуры Центрального административного округа г.Тюмени;

- за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей ряд руководителей МВД Республики Саха (Якутия);

- решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ за грубые нарушения закона досрочно прекращены полномочия судьи Федерального Арбитражного суда Московского Московского округа Наумовой Е.А.;

- решением Арбитражного суда г.Москвы признаны недействительными распоряжения Минимущества России в отношении имущества ФГУ «Государственная администрация Санкт-Петербургского морского рыбного порта);

- руководством ГУВД Пермской области привлечён к дисциплинарной ответственности за вмешательство в гражданско-правовые отношения сотрудник УБОП ГУВД области Пермяков;

з) пресечена волокита в органах исполнительной власти, приобретена квартира для семьи врача в г. Белая Калитва Ростовской области и выдан вид на жительство семье вынужденного переселенца.

В результате проведенного обобщения и анализа  поступивших в Комиссию материалов о фактах коррупции в судебной системе, органах прокуратуры и МВД подготовлены аналитические документы:

- «Справка о деятельности судебной системы Российской Федерации», которая 20 марта 2003 года   направлена   в порядке информации Президенту Российской Федерации В.В. Путину,  Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации  С.М. Миронову,  Председателю Государственной Думы Федерального Собрания   Российской Федерации  Г.Н. Селезнёву, а также для принятия соответствующих мер - Председателю Верховного Суда Российской Федерации  В.М. Лебедеву, Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации   В.Ф. Яковлеву, Генеральному прокурору Российской Федерации  В.В. Устинову,  Министру юстиции  Российской Федерации  Ю.Я. Чайке,  Председателю Высшей квалификационной коллегии судей Российской      Федерации  В.В. Кузнецову;

- «Справка о ненадлежащем отношении к исполнению служебных обязанностей заместителей Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С. и Колмогорова В.В.», которая после  рассмотрения на заседании Комиссии будет направлена Президенту Российской Федерации Путину В.В. и в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

За 2000-2003 годы проведено 46 заседаний Комиссии и 26 заседаний рабочей группы Комиссии, на которых рассмотрено более 170 вопросов по различным направлениям ее деятельности.

IV. «Круглые столы», семинары, парламентские слушания.

 

За период работы Комиссией совместно с Советом Федерации ФС РФ, Комитетом Государственной Думы по безопасности Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Национальным антикоррупционным комитетом, Российским союзом юристов, Институтом государства и права РАН, Уральской академией  государственной службы и др. организованы и проведены «круглые столы», научно-практические конференции и семинары по вопросам: «Борьба с коррупцией: состояние и проблемы законодательного обеспечения»; «Правоохранительные органы и СМИ в борьбе с коррупцией», «Проблемы коррупциогенности российского законодательства», «Состояние и перспективы законотворчества в сфере борьбы с коррупцией, организованной преступностью и «отмыванием» денег», «Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права», «Коррупция как основная составляющая незаконного оборота наркотиков», «Коррупция – коррозия общества и государства», «Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество», «Союз против коррупции: СМИ, гражданский сектор и бизнес объединяют усилия в борьбе с коррупцией», принято участие в конференции Национального антикоррупционного комитета с повесткой «Основные направления антикоррупционной политики России».

Совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Институтом государства и права РАН, Санкт-Петербургским государственным университетом и  Санкт-Петербургским университетом МВД России проведена  научно-практическая конференция по вопросу «Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне».

Совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности и Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы 21 декабря 2001 го­да проведены открытые парламентские слушания на тему «Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией». Рекомендации парламентских слушаний направлены в комитеты и комиссии Государственной Думы, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации ФС РФ, в Правительство РФ, в Совет Безопасности РФ.

Материалы указанных парламентских слушаний изданы в виде брошюры тиражом 250 экз. и направлены заинтересованным для использования в законотворческой деятельности.

VРабота со средствами массовой информации.

Организован и проведен ряд встреч депутатов Комиссии с представителями СМИ. Членами Комиссии дано более 300 интервью и комментариев по вопросам деятельности Комиссии корреспондентам газет радио и телевидения, в том числе «ОРТ», «РТР», «ТВ-центр», «НТВ», «ТВ-6», «ТВ-Московия», «ИТАР-ТАСС»,  «Интерфакс», «РИА-Новости», «Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы», «Аргументы и факты» а также обозревателям  «Российской газеты», «Новой газеты», «Комсомольской правды», ежендельника «Аргументы и факты», газет «Ведомости», «Время МН», «Независимое военное обозрение», «Век», «Россия» и др.

Члены Комиссии принимали участие и использовали материалы Комиссии в телевизионных передачах «Герой дня», «Свобода слова», «Глас народа», «Пресс клуб», «P.S.» («Пост Скриптум»), «Момент истины» и др.

                                                                                                   Аппарат Комиссии



Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Всероссийская премия "Время Жить!" вручена за успехи в борьбе с инсультом



© Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004.
При перепечатке материала ссылка на НацБез.Ру обязательна.

НОВОСТИ
01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн







Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама: