ru  29 марта 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Справка в отношении министра транспорта Российской Федерации Франка С.О

Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией в марте 2001 года приняла к  сведению материалы о фактах незаконной деятельности министра транспорта Российской Федерации Франка Сергея Оттовича.

Имеющиеся материалы  свидетельствовали, что Франк С.О., будучи в 1995-1997 гг. заместителем руководителя Департамента морского транспорта Министерства транспорта России, а затем  заместителем и первым заместителем министра транспорта РФ, т.е. являясь ответственным должностным лицом, в нарушение  Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» незаконно  принимал участие в управлении ОАО «Морской акционерный банк» (АКБ «Морбанк») и в течение указанного времени неоднократно незаконно получал от банка в качестве вознаграждения  значительные финансовые средства и дорогостоящие услуги.

В ходе проведенной проверки установлено следующее:

Являясь заместителем генерального директора АО «Дальневосточное морское пароходство» (ДМП) по экономике и финансам, Франк С.О. 27 июля 1994 года был избран членом наблюдательного совета АКБ «Морбанк». После назначения на государственную должность заместителя директора Департамента морского транспорта Минтранса России (6 октября 1995 года), а затем заместителя министра  (10 июля 1996 года) и первого заместителя министра транспорта Российской Федерации (2 апреля 1997 года) он, в нарушение положений ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ, продолжал оставаться председателем наблюдательного совета банка и принимать участие в управлении коммерческой организацией.

Из состава совета Франк вышел только после неоднократных  требований Центробанка России (письмо № 04-34-2-1/4-1022 от 30.04.97 г.) и сделанного предупреждения об отказе в регистрации акций 6-й эмиссии АКБ «Морбанк».       

- После назначения на государственную должность Франк С.О., не имевший жилплощади в г. Москве,  24 октября 1995 года заключил с гр-кой Стерлинг Т.С.  договор аренды  квартиры (г.Москва, ул. Делегатская, д. 16/1, кв. 69)  на срок с 1 ноября 1995 года по 30 июня 1996 года (8 месяцев).  В соответствии с условиями п. 4.1 договора ежемесячная арендная плата состав- ляла 500.000 рублей (здесь и далее – неденоминированные).

 Одновременно с этим сторонами было подписано дополнение № 1 к данному договору, имевшее конфиденциальный характер, которым арендная плата за квартиру уточнялась и устанавливалась в размере  3.700 долларов США в месяц.    

Таким образом, фактическая стоимость аренды квартиры составила 29.600 долларов США.   

- В первых числах декабря 1995 года в АКБ «Морбанк» на имя Франка были открыты текущие рублевый и валютный счета.

С 1 декабря 1995 года по 31 июля 1996 года (в течение 8 месяцев) на основе ежемесячно оформлявшихся Франком заявлений-обязательств АКБ «Морбанк» зачислял на его текущий рублевый счет выдаваемые беспроцентные ссуды в рублях (от 26 млн.  руб. до 29 млн. руб. в зависимости от курса доллара), эквивалентные примерно 5.500 долларам США, а начисляемые по вкладу проценты до 5 числа следующего месяца конвертировал и зачислял на валютный счет Франка. 

С 1 декабря 1995 года по 30 августа 1996 года (в течение 10 месяцев) АКБ «Морбанк» на основе оформлявшихся Франком заявлений-обязательств  ежемесячно выдавал ему беспроцентную ссуду в размере 40 млн. рублей. Данные средства помещались на его текущем рублевом счете, а полученные  в качестве процентов суммы  ежемесячно конвертировались и направлялись на валютный счет.

Как установлено, за указанный период в результате искусственно созданных банком для Франка особо льготных условий по выделению (беспроцентные ссуды) и размещению денежных средств (начисление процентов по сверхвысоким ставкам) проценты по счетам  составили 29.848 долларов США (около 146 млн. рублей) и 77.780 тыс. рублей (около 16 тыс. долларов США).

 

- В марте 1996 года Франк, являясь должностным лицом, занимающим государственную должность, и используя свое служебное положение в корыстных целях, оказал содействие АКБ «Морбанк» в заключении на выгодных условиях с ГП «Моринрасчет» (подведомственное Минтрансу России государственное предприятие) договора о комплексном обслуживании по операциям с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), согласно которому в управление банку сроком на 1 год были незаконно (см. отчет Счетной палаты) переданы являющиеся государственной собственностью облигации  номинальной стоимостью 10,5 млн. долларов США с последующим равным распределением прибыли

- 15 марта 1996 года АКБ «Морбанк» на основании заявления Франка С.О. от 14.03.96 г.  выдал ему как председателю наблюдательного совета сроком на 1 год новую беспроцентную ссуду в размере 380.640.000 рублей (эквивалентна 78.000 долларов США) для приобретения квартиры в г. Москве.

- В сентябре 1996 года Франк С.О.  по договору купли-продажи приобрел у АКБ «Морбанк» за 366.475.000 рублей квартиру (г.Москва, ул. Долгоруковская, д. 40, кв. 82) общей площадью 91,9 кв. метра, жилой площадью 52,1 кв. метра. В счет оплаты Франк в тот же день перевел со своих счетов в АКБ «Морбанк» денежные средства в сумме 100.527.343 рублей (со счета № 900735877 - 43.277.778 руб., со счета № 900735849 - 45.961.111 руб., со счета № 120711207 - 11.333.454 руб.) и в период с 10 по 14 сентября 1996 года внес наличными 265.902.657 рублей

Как установлено, указанная квартира была приобретена АКБ «Морбанк»  20 марта 1996 года у ЗАО «Эксодин» за 346.700.000 рублей (включая НДС). При этом дополнительные расходы банка составили: по перерегистрации прав собственности - 19.525.000 руб. (счет Мосприватизации № 148 от 20.03.96 г.), за услуги нотариуса - 5.200.500 руб. (№ 7-81 реестра), за выполнение работ по поиску  квартиры фирме ООО «Еврострой РК» по договору б\н от 27.03.96 г. – 32.484.140 руб., по договору на ремонт квартиры от 09.04.1996 г. с ТОО «Панорама» - 29.454.000 руб., квартирная плата за апрель - август 1996 года - 635.048 руб. (квитанция ДЭЗ  Т.У.  «Тверское» отд. № 9), Миусскому телефонному узлу за установку телефона - 4.080.000 руб.

Таким образом, совокупные расходы АКБ «Морбанк» на приобретение, оформление, ремонт и обустройство вышеуказанной квартиры составили 438.078.688 руб., а финансовые потери, связанные с продажей квартиры Франку, - 71.603.688 руб.

-  Также выяснено, что АКБ «Морбанк» в указанный период оказывал Франку и другие платные услуги:  

а) приобрел и с ноября 1995 года по декабрь 1996 года оплачивал его расходы по пользованию телефоном мобильной связи на  сумму около 10 тыс. долларов США;

б) приобрел автомашину ГАЗ-31029 (госномер в 241 ен 77) и с декабря 1995 года по январь 1997 года оплачивал содержание водителя, эксплуатацию и техническое обслуживание машины – всего на сумму 33.563.839 рублей;

в) оплатил  ремонт, приобретение мебели и оборудования для служебного кабинета – всего на сумму более 100 млн. рублей.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание наличие в действиях  Франка С.О. признаков ряда должностных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией 29 марта 2001 года направила материалы по этим и другим фактам в Генеральную прокуратуру РФ для проведения проверки.

При этом Комиссией было обращено внимание Генеральной прокуратуры  на то, что, во-первых, предоставление банком денежных средств и оказание дорогостоящих услуг во всех рассмотренных случаях имели сугубо целевую направленность и потому пришлись не на период избрания Франка в наблюдательный совет «Морбанка» или последующее полуторагодичное вхождение в его состав в качестве представителя АО "ДМП", а именно на момент назначения на ответственную государственную должность, занимая которую Франк получал  возможность с использованием своего служебного положения существенно влиять на деятельность банка и оказывать ему содействие в этом, во-вторых, все услуги оказывались банком исключительно за счет собственных ресурсов, т.е. использования средств вкладчиков и акционеров, в-третьих, все предоставленные банком услуги, даже как члену либо председателю наблюдательного совета, изначально носили незаконный характер, поскольку осуществлялись в нарушение положений ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в-четвертых, являясь коммерческой организацией, основой деятельности которой является извлечение прибыли, банк во всех перечисленных случаях осознанно шел на существенные  финансовые издержки, в-пятых, об исключительности данной ситуации и крайней заинтересованности банка в поддержании деловых отношений с Франком свидетельствовало и то, что все эти непродуктивные с коммерческой точки зрения расходы осуществлялись в период,  когда действовали принятые общим собранием акционеров решения о «замораживании» выплаты дивидендов и направлении этих средств на развитие банка.

Из поступившего в Государственную Думу 5 июля 2001 года ответа (исх. № 7\7-72-99) первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С. следовало, что все содержавшиеся в материалах Комиссии факты при проверке нашли подтверждение. Однако объективной правовой оценки действиям Франка, как должностного лица, в нем не содержалось; события трактовались и оценивались совершенно произвольно, без привязки к конкретным фактам и обстоятельствам и, тем более, без соотнесения с действующими нормами УК РФ. По своему содержанию ответ свидетельствовал о поверхностности проверки и явной поспешности в выводах или же о недобросовестном отношении работников прокуратуры к исполнению своих служебных обязанностей.    

 

Об указанном, в частности, свидетельствуют следующие содержащиеся в нем выводы:

а) "предприятия морского транспорта, являющиеся акционерами ОАО «Морбанк», в соответствии с решениями общих собраний действительно с 1995 года не получают дивиденды по итогам работы за год, а направляют их на развитие банка. В связи с этим оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется";

б) "после назначения 6 октября 1995 года заместителем директора Департамента морского транспорта Минтранса России Франк, в нарушение ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», не вышел из состава наблюдательного совета банка и продолжал состоять в нем еще около полутора лет. Но, поскольку в 1997 году это нарушение закона было устранено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется"; 

в) "Государственное унитарное предприятие «Моринрасчет» 19 марта 1996 года с согласия Франка действительно заключило с «Морбанком» договор о комплексном обслуживании по операциям с облигациями государственного внутреннего валютного займа. Нарушений законодательства при этом не допущено";

г) "по результатам проверки сведений о получении Франком ссуд, приобретения квартиры, ремонте служебного кабинета, пользовании мобильным телефоном и автомобилем Генеральной прокуратурой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ст.5 УПК РСФСР за отсутствием в действиях Франка состава преступления".    

Одновременно с этим Бирюков Ю.С. счел необходимым обозначить свою личную позицию по данному вопросу и поставил Комиссию в известность о том, что "оснований для отмены принятого решения не имеется".

Помимо отмеченных недостатков, Генеральной прокуратурой РФ по невыясненным причинам вовсе не были приняты во внимание и исследованы на наличие причинно-следственной связи получение Франком от АКБ "Морбанк" значительных денежных средств и услуг и степень его участия (содействие), как председателя наблюдательного совета банка и одновременно ответственного должностного лица Минтранса России, в осуществлении в интересах "Морбанка"  следующих финансовых операций:

- в решении в 1997 году вопроса об осуществлении 6-й эмиссии акций "Морбанка" и последующем незаконном вложении бюджетных средств (без согласия на то собственника в лице государства) подведомственными Министерству транспорта РФ государственными учреждениями и предприятиями (ГУ МАП Новороссийска, Туапсе и др. портов, ГП "Моринрасчет" и "Арктическое морское пароходство") в приобретение пакетов акций АКБ "Морбанк", всего  более 58%;   

- при проведении АКБ "Морбанк" 5-й и 6-й эмиссий на основе представленных в ЦБ РФ для регистрации заведомо подложных документов о правовом положении подведомственных Минтрансу России государственных учреждений (ГУ) и предприятий (ГП), в которых они были поименованы, соответственно, как государственные унитарные предприятия (ГУП) и государственные предприятия с правом хозяйственной деятельности.

 

В связи с очевидной неполнотой проведенной проверки и необъективностью выводов 30 июля 2001 года Комиссия по борьбе с коррупцией направила новый запрос в Генеральную прокуратуру РФ о представлении в Государственную Думу для изучения материалов  проводившейся проверки или итоговой справки, послужившей основанием для сделанных прокуратурой выводов.

12 сентября 2001 года в Комиссию за подписью первого заместителя Генерального прокурора РФ Бирюкова Ю.С. поступил ответ (№ 7\7-72-99 от 6.09.2001 г.), содержавший аналогичные прежним выводы и аргументацию.  

Одновременно с этим прокуратурой была представлена копия постановления от 15.05.2001 г. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении министра транспорта РФ Франка С.О., текст которого оказался идентичен тексту ответов Бирюкова Ю.С. от 5 июля и 6 сентября 2001 года.

25 сентября 2001 года на заседании Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией были рассмотрены результаты проведенной проверки материалов в отношении министра транспорта Российской Федерации Франка С.О. Было признано, что Генеральная прокуратура РФ не выполнила возложенные на нее задачи и функции, уклонилась от дачи объективной правовой оценки по установленным фактам неоднократного незаконного получения государственным чиновником высокого ранга  вознаграждений в виде значительных денежных средств и дорогостоящих услуг от коммерческой структуры, представляющих, по мнению Комиссии, завуалированные взятки. Принято решение рассматривать поступивший ответ прокуратуры в качестве промежуточного, вернуться к обсуждению данного вопроса в ходе предстоящего на одном из очередных заседаний заслушивания руководства Генеральной прокуратуры РФ.

Вопрос о работе Генеральной прокуратуры по проверке материалов   Комиссии в отношении министра путей сообщения РФ Аксененко Н.Е., министра транспорта РФ Франка С.О., бывшего заместителя министра финансов РФ Вавилова А.П. и других лиц был рассмотрен на заседании 18 декабря 2001 года с участием и.о. первого заместителя Генерального прокурора РФ Симученкова В.В. и ряда начальников управлений Генеральной прокуратуры. В соответствии с принятым решением с января 2002 года   специально созданная группа опытных прокурорско-следственных работников  Генеральной прокуратуры РФ во взаимодействии с членами Комиссии  приступит к проверке законности и обоснованности ранее  принятых решений.

О результатах данной работы и сделанных выводах Государственная Дума будет проинформирована дополнительно. 

                                      Комиссия Государственной Думы

                                      Федерального Собрания Российской Федерации

                                       по борьбе с коррупцией


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна