ru  28 марта 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     01 декабря 2003

Справка по материалам дефолта и «пропавшего» транша

15 октября 1998 года в соответствии с постановлением № 447-СФ «О социально-экономической ситуации в Российской Федерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса» Советом Федерации была создана Временная комиссия (председатель В.Н. Пивненко) по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства РФ и ЦБ России от 17.08.98 г. о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера.

 В декабре 1998 года Председателю Правительства РФ Е.М. Примакову была доложена служебная записка МВД РФ о совместной с Генеральной прокуратурой и Счетной палатой РФ работе по установлению причин финансового кризиса и лиц, виновных в этом.

Из документа следовало, что в ходе проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий установлен целый ряд руководителей федеральных министерств и ведомств, участвовавших в торгах с ГКО. В их числе бывший министр промышленности Беспалов Ю.А., бывший зам. секретаря Совета безопасности при Президенте РФ, а в рассматриваемое время зам. министра обороны РФ Михайлов Н.В., зам. министра финансов Астахов А.А., бывший зам. министра Государственного имущества Зеленкин В.А., зам. председателя Госкомитета по строительной, архитектурной и жилищной политике Полтавцев С.И. и другие.

Кроме того, было выяснено, что первый зам. председателя ЦБ РФ Алексашенко С.В. имел в нескольких коммерческих банках рублевые и валютные счета, на которые зачислялись средства от ГКО. Только на рублевый счет № 42301810400011702985 в Автобанке за 1996-1998 гг. поступило 29 крупных платежей на общую сумму около 560 млн. неденоминированных рублей.

На его валютный счет в том же банке поступило более 42.000 долларов США, а на валютный счет в Мосбизнесбанке - 50.000 долларов.

 22 февраля 1999 года Генеральный прокурор РФ Ю.И. Скуратов направил в Счетную палату РФ постановление о проведении документальной ревизии деятельности Центрального банка России в период с июля по декабрь 1998 года.

 В процессе работы Временной комиссии (октябрь 1998 – март 1999 гг.) были заслушаны начальник Департамента ценных бумаг Минфина РФ Б.И. Златкис, зам. председателя правления ОАО «Газпром» С.К. Дубинин, первый зам. председателя правления ЦБ РФ А.А. Козлов, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Д.В. Васильев, генеральный директор Международной межбанковской валютной биржи А.В. Захаров, первый зам. министра финансов РФ О.В. Вьюгин.

 Кириенко С.В., Гайдар Е.Т. и Чубайс А.Б. от сотрудничества с комиссией отказались.

 Как усматривалось из материалов:

 - решения от 17.08.98 г. принимались Кириенко и Дубининым при участии министра финансов РФ М.М. Задорнова и первого зам. председателя ЦБ РФ С.В. Алексашенко, а также Чубайса и Гайдара, приглашенных Кириенко в качестве экспертов;

 - данные решения мотивировались Правительством и ЦБ РФ необходимостью избежать проблемы резкого обострения долгового кризиса, удержать контроль за колебаниями курса рубля за счет новых границ валютного коридора (от 6 до 9,5 руб. за 1 доллар США), стабилизировать функционирование банковской системы, защитить «главные достижения экономической политики последних лет – стабильные цены, твердый рубль и уровень жизни народа».

Выводы комиссии свидетельствовали, что реальные последствия решений оказались прямо противоположны официально провозглашенным целям: исполнение бюджета 1998 года еще более затруднилось наступившим параличом расчетов; было спровоцировано резкое обесценение рубля, сопряженное с необоснованным расходованием миллиардов долларов кредита на поддержание его курса при острейшем дефиците денежных средств в отечественной экономике и социальной сфере; вместо стабилизации банковской системы наступило ее разрушение. Общая величина потерь российской банковской системы составила 100-150 млрд. руб., объем ВВП снизился на 50-77 млрд. руб., объем инвестиций – на 22,9 млрд. руб., недобор доходов федерального бюджета составил 50 млрд. руб., реальные доходы населения уменьшились на 31,1% и т.д.

В своем заключении Временная комиссия предлагала в целях выявления фактов использования информации о готовящихся решениях в коммерческих интересах и в ущерб интересам государства, передачи конфиденциальной информации представителям иностранных и российских финансовых организаций, а также уточнения реальных мотивов принятия решений и активного участия в их подготовке Чубайса и Гайдара продолжить расследование обстоятельств принятия решений от 17.08.98 г. силами правоохранительных органов.

Временная комиссия рекомендовала обратиться к Президенту России и Правительству РФ с просьбой принять меры, чтобы лица, участвовавшие в подготовке и принятии решений, не могли более занимать никаких должностей ни на государственной службе, ни в организациях, в которых имеется доля государственной собственности.

 17 марта 1999 года Совет Федерации рассмотрел заключение Временной комиссии и постановил:

- направить заключение Генеральному прокурору РФ;

- обратиться к Президенту РФ и Правительству РФ с просьбой рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, подготовивших и принявших решения от 17.08.98 г., а также отвечавших за политику государственных заимствований в 1995-1998 гг.;

- обратиться к Государственной Думе, Правительству и Генеральной прокуратуре РФ с предложением о создании совместной рабочей группы по подготовке ряда законопроектов, исключающих возможность возникновения подобных ситуаций (поправки к Конституции РФ, касающиеся перераспределения полномочий между федеральными органами госвласти, а также об ответственности лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией, за результаты их работы и т.д.).

 23 марта 1999 года Председатель Комитета ГД по безопасности В.И. Илюхин направил на имя Генерального прокурора РФ Ю.И. Скуратова запрос, в котором просил проверить заявление министра финансов США Роберта Рубина («Нью-Йорк Таймс» от 19.03.99 г.) о том, что займ в размере 4,8 млрд. долларов США, выделенный МВФ 14.08.98 г., «возможно, был использован на другие цели неподобающим образом».

 24 марта 1999 года Генеральный прокурор РФ Ю.И. Скуратов вторично обратился к Председателю Счетной палаты РФ К.М. Кармокову с поручением о проведении ревизии деятельности Центрального банка России по использованию средств стабилизационного кредита МВФ.

 В пресс-релизе, распространенном 30 марта 1999 года в Конгрессе США, указывалось о содержащемся в письме лидера большинства в Палате представителей Конгресса США Дика Армея и конгрессмена Джима Сэкстона (объединенный экономический комитет) министру финансов США Роберту Рубину заявлении, что МВФ не должен предоставлять новых кредитов России до тех пор, пока не будет тщательного отчета об использовании предыдущих займов. В обоснование они ссылались на сообщения о том, что средства МВФ были проведены через секретные оффшорные счета, контролируемые ЦБ России, и, возможно, были незаконно присвоены.

 6 апреля 1999 года Председатель Комиссии ГД по проверке фактов коррупционной деятельности А.Д Куликов направил запрос Генеральному прокурору РФ Ю.И. Скуратову, в котором просил проинформировать Комиссию о результатах проводимой прокуратурой проверки по факту незаконного использования кредита МВФ в размере 4,8 млрд. долларов США.

 В ответе Генеральной прокуратуры РФ от 11 июня 1999 года (зам. Генерального прокурора РФ Кехлеров С.Г.) указывалось, что:

 - в ходе проверки не установлено сведений о получении Российской Федерацией в августе 1998 года кредита МВФ;

 - денежные средства от МВФ на счет Центрального банка РФ в данный период не поступали;

 - Министерство финансов РФ, являющееся агентом Правительства РФ, каких-либо операций с МВФ не совершало и поручений об их проведении не давало;

 - как следует из сообщения «Ост-Вест Хандельсбанка» в адрес ЦБ РФ, «Ост-Вест» не имеет корреспондентского счета «ностро» с номером, указанным в представленном платежном переводе, и какие-либо отношения с «Бэнк оф Сидней» у него отсутствуют;

 - Генпрокуратурой РФ расследуется уголовное дело № 18\22050-98, в котором проверяется законность использования средств первого транша стабилизационного кредита МВФ, полученного Российской Федерацией в июле 1998 года.

 Из Отчета Счетной палаты РФ от 15 июня 1999 года о результатах проведения документальной ревизии деятельности Центрального банка РФ по использованию средств первого займа кредита МВФ, оставшихся в управлении Банка России с 22.07.98 г. по 1.01.99 г. следует, что решением Совета Директоров МВФ от 20 июля 1998 года было одобрено выделение Российской Федерации финансовой помощи на 1998 год тремя траншами (июль и сентябрь 1998 г. и февраль-март 1999 г.) на сумму 11,2 млрд. долларов США.

 Как усматривается из Отчета, с 22 по 28 июля 1998 года на корреспондентский счет ЦБ РФ в Федеральном резервном банке США поступили средства первого транша (стабилизационный кредит) в размере 4,782 млрд. долларов США, которые влились в валютные резервы. На всю сумму поступившего кредита были приобретены иностранные ценные бумаги с условием обратного выкупа (сделки РЕПО на срок 1-2 недели).

 До 19 августа 1998 года все средства стабилизационного кредита в сумме 4,782 млрд. долларов США вновь были обращены в иностранную валюту и перечислены из Федерального резервного банка на корреспондентский счет ЦБ РФ в Национальном республиканском банке.

 Часть кредита в сумме 217 млн. долларов США Минфин РФ использовал на погашение текущей внешней задолженности. Остальные средства были проданы ЦБ РФ на российских межбанковских валютных биржах и отдельным коммерческим банкам.

 Одновременно с этим в Отчете отмечается, что с 22 июля по 18 августа 1998 года на корреспондентский счет ЦБ РФ в Национальном республикан- ском банке США были зачислены валютные денежные средства в размере 4,5 млрд. долларов США. Из указанной суммы 1 млрд. долларов США были зачислены 11 и 28 августа 1998 года на счет Министерства финансов РФ на цели финансирования дефицита бюджета (несоответствие размеров зачисленных и израсходованных сумм с вышеизложенным абзацем). Помимо этого, к числу основных перечислений из этой суммы относится продажа валюты коммерческим банкам и российским валютным биржам.

 Кроме того, в Отчете указывается, что с 27 июля по 24 августа 1998 года со счета ЦБ РФ в Федеральном резервном банке США на счет ЦБ в Национальном республиканском банке США было перечислено 4,8 млрд. долларов США (несоответствие дат и размера перечисленной суммы).

 За указанный период на счет ЦБ РФ в Национальном республиканском банке поступили 21,4 млрд. долларов США, из них 5,7 млрд. долларов были проданы коммерческим банкам и межбанковским валютным биржам.

 Всего с 1 июля по 31 декабря 1998 года ЦБ РФ продано коммерческим банкам и биржам 10,73 млрд. долларов США.

 6 августа 1999 года материалы документальной ревизии деятельности Центрального банка России по использованию средств первого займа кредита МВФ были направлены Счетной палатой в Генеральную прокуратуру РФ для принятия соответствующих мер.

 15 мая 2002 года в интервью газете «Жизнь» председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин заявил, что «МВФ выделил этот кредит, чтобы поднять российскую экономику, но они пропали перед самым дефолтом, когда курс рубля резко упал. У Счетной палаты есть все факты, подтверждающие серьезные нарушения в расходовании этого кредита. Работа не закончена. Уголовное дело не прекращено. Но 4 млрд. долларов мы так и не смогли найти».

 31 мая 2002 года в интервью корреспонденту издательству «Газета» бывший следственный судья женевской прокуратуры Лоран Каспер-Ансерме, начинавший расследование по делу об исчезновении транша МВФ в 4,8 млрд. долларов во время дефолта в августе 1998 года, рассказал, что «обращался за помощью к Российской прокуратуре и получил некоторое количество информации. После чего попросил у российских коллег дополнить ее другими документами, поскольку информация была недостаточно полной. Ответа не дождался. Дело об исчезновении транша МВФ очень серьезное. И со стороны американцев (первоначально деньги МВФ для России были переведены на счет американского банка) с какого-то момента наступило полное молчание. Проблема в том, что это дело практически невозможно довести до суда без помощи со стороны США и России, а также Австралии. Швейцария – лишь транзитный этап для отмывания этих денег. Через наши банки прошло 800 млн. долларов. Это много, но с российских счетов исчезло гораздо больше, миллиарды долларов. Дело я передал следственному судье Марку Тапеле».

 6 июня 2002 года в публикации «Грабеж в Кремле» (газета «Жизнь») бывший Генеральный прокурор РФ Скуратов Ю.И. свидетельствовал, что:

 - он был отстранен со своего поста после того, как поручил выяснить, куда делся заем МВФ;

 - подозрения у Генпрокуратуры появились тогда, когда к ним и в Центробанк поступило письмо из МВФ М. Камдесю – «настаиваю на незамедлительном отчете об использовании 4,8 млрд. долларов»;

 - глава администрации Президента А. Волошин требовал от него, чтобы он как Генеральный прокурор опроверг сведения о нецелевом использовании кредита. Он отказался подписывать фальшивку для МВФ и, более того, предложил секретарю Совбеза Н. Бордюже вынести вопрос о пропавшем транше на заседание СБ. На этом все и закончилось. И поиски денег, и карьера;

 - «семью» охватила паника. Она вся осталась в распечатках телефонных переговоров Березовского. В ответ на истерику главы ЦБ Дубинина, мол, следователи слишком близко к нему подобрались, БАБ ответил: «Не волнуйся, Скуратова скоро не будет!»;

 - кредит был не один. Их было два… Вопрос о втором кредите не вставал до тех пор, пока к расследованию не подключилась швейцарская прокуратура.

 В августе 2000 года следователь Лоран Каспер-Ансерме провел обыски в двух швейцарских банках. Изъятый материал подтвердил: 14 августа 1998 года часть денег из российского кредита поступила на счет в «Ост-Вест Хандельсбанк» (дочерний банк ЦБ в Германии). А оттуда была сразу перечислена в «Нэшнл Рипаблик Бэнк» в Тичино.

 Лоран Каспер-Ансерме обнаружил и любопытную новую деталь: 4,8 млрд. долларов были переведены со счетов ЦБ на счет № 60855800 в «Бэнк оф Нью-Йорк», которым управляло Министерство финансов РФ, и только оно. До дефолта на этом счету было всего лишь 400 млн. долларов. А 24 августа этот счет вырос до … 21,5 млрд. долларов.

 25 сентября 2002 года в интервью «Независимой газете» Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин на вопрос корреспондента ответил, что «четыре миллиарда долларов кредита от МВФ мы получили незадолго до дефолта. Многие говорят, что деньги украли. Сейчас этим делом занимается Генпрокуратура. Они на самом деле и до страны не дошли, а так и остались в «Бэнк оф Нью-Йорк». Зачем тогда было брать? Также абсолютно было понятно, что не имело смысла давать миллиарды долларов на подпитку российским банкам, тому же СБС-Агро. Эти средства фактически были потеряны».

 28 августа 2002 года заместителем Председателя Комиссии ГД по борьбе с коррупцией А.Д. Куликовым направлен запрос Директору ФСБ РФ Патрушеву Н.П. о представлении имеющихся материалов по данному вопросу.

 В ответе ФСБ от 1 ноября 2002 года указывалось, что Генеральной прокуратурой РФ в рамках уголовного дела № 18\221050-98, возбужденного 2.11.98 г. по ч.2 ст.172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), данных о нарушении российского законодательства не получено. В ходе следствия было установлено, что при получении стабилизационного кредита допущено формальное нарушение процедуры подготовки разрешительных документов, выражающееся в отсутствии утверждения заимствования в Госдуме ФС РФ. Иной информацией ФСБ не располагает.

 4 сентября 2002 года зам. Председателя Комиссии ГД по борьбе с коррупцией А.Д. Куликовым направлен запрос Директору СВР РФ С.Н. Лебедеву относительно имеющихся материалов об использовании кредита МВФ в сумме 4,8 млрд. долларов США, выделенного РФ в августе 1998 года.

 В ответе СВР от 26 сентября 2002 года сообщается, что Службой на постоянной основе отслеживается деятельность МВФ на российском направлении. Контроль за расходованием средств и их движением по счетам ЦБ РФ не относится к компетенции СВР.

 4 сентября 2002 года зам. Председателя Комиссии ГД по борьбе с коррупцией А.Д. Куликовым направлен запрос Председателю Счетной палаты РФ Степашину С.В. с просьбой проинформировать об имеющихся материалах по использованию кредита МВФ в размере 4,8 млрд. долларов США и результатах проводившихся проверок по данному вопросу.

 Как выяснено, ответ Счетной палаты РФ якобы направлялся в адрес Комиссии ГД по борьбе с коррупцией в начале октября 2002 года, но адресату так и не поступил.

 

 4 сентября 2002 года зам. Председателя Комиссии ГД по борьбе с коррупцией А.Д. Куликовым направлен запрос Генеральному прокурору РФ Устинову В.В. о проверке законности использования средств кредита МВФ, выделенного Российской Федерации в 1998 году.

 В ответе Генпрокуратуры РФ от 29 ноября 2002 года со ссылкой на результаты расследования уголовного дела № 18\221050-98 (возбуждено 2 ноября 1998 года) сообщалось, что средства первого займа стабилизационного кредита в размере 4,782 млрд. долларов США в полном объеме поступили в период 22-28 июля 1998 года на счет ЦБ России и остались в его распоряжении за вычетом 1,016 млрд. долларов, перечисленных по согласованию с МВФ на счет Минфина РФ и использованных на текущие расходы бюджета и обслуживание внешнего и внутреннего долгов.

 В связи с отсутствием корыстной или иной личной заинтересованности в действиях должностных лиц Правительства РФ и ЦБ России, принимавших решения о привлечении средств дополнительного стабилизационного кредита МВФ и распоряжении этими средствами, 3 мая 2000 года уголовное дело по указанным фактам было прекращено за отсутствием состава преступления.

 Факты незаконного использования средств стабилизационного кредита МВФ, изложенные в обращениях Илюхина В.И., не подтвердились.

 Таким образом, имеющиеся материалы не дают полного основания для вывода о том, что поступившие 22-28 июля 1998 года от Международного валютного фонда на счета Банка России средства в размере 4,782 млрд. долларов США являются единственным траншем, выделенным Российской Федерации в июле-августе 1998 года.

4 декабря 2002 года


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна