ru  24 апреля 2024 Россия
 
Нацбез.Ру: Национальная безопасность
 о проекте | контакты | форум статьи | комментарии | новости | спецбиблиотека | ссылки 


ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭТНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ

Информационный партнер:
"Русский бизнес-курьер"



Реклама:

Антикоррупционные центры:





Все об 
охране, защите и безопасности





Rambler's Top100

Реклама:



Версия для печатиВерсия для печати     26 февраля 2006

Школа рейдерства: захват начинается с утечки информации. Каналы утечки и последствия

Орлов Александр, старший юрист консалтинговой группы "Тензор", НацБез.ру

Захват предприятия начинается с утечки информации. Каналы утечки и последствияАктуальная и выверенная информация является наиболее эффективным оружием бизнеса. Используя сведения о конкуренте, можно не просто получить перед ним огромные преимущества, но в ряде случаев заморозить и даже уничтожить его бизнес.

Безусловно, информацию можно получить, не прибегая к возможностям, которые предоставляет законодатель. Ее можно купить у организаций, близких к государственным силовым структурам. Однако дальнейшее использование этих данных туманно. Само знание не есть сила. Представляется более разумным уделять внимание получению не просто информации, а документов, которые в последствии можно использовать в качестве письменных доказательств, подкрепляющих позицию. А для того, чтобы такая возможность появилась, их необходимо собирать легитимными способами, то есть теми, которые предпринимателям предоставляет закон.

Но если есть способы, позволяющие законным способом получить полную и конкретную информацию об организации, то каким образом защититься от ее сбора конкурирующими компаниями? К сожалению, ответ здесь один – абсолютной защиты быть просто не может. Единственное, что в данной ситуации возможно - четко понимать из каких источников информация о компании может быть собрана и учитывать это при осуществлении своей деятельности.

За какой же информацией могут найтись охотники? Они ищут любую информацию, как о самой организации, так и о первых лицах компании.

Тип собираемой информации

  • - основные акционеры
  • - менеджмент
  • - неформальные лидеры
  • - активы
  • - партнеры
  • - контрагенты
  • - административный ресурс
  • - корпоративная структура
  • - сделки компании
  • - история приватизации компании
  • - учредительные документы
  • - регламенты и положения
  • - сделки с акциями
  • - обстоятельства проведения дополнительных эмиссий
  • - решения органов управления
  • - процедурные и иные вопросы

Узнав эту информацию, открываются огромные перспективы по давлению на компанию-цель. Особенно если она уже занимает часть нужного рынка.

Способы получения информации

Первый способ

Первым способом сбора информации является подача запросов в органы государственной власти, которые обязаны вести информационные реестры. Обычно такие реестры носят открытый характер. Но в ряде случаев компания может получить данные только сама о себе. Правда необходимо заметить, что при подаче запроса требуется заявление о выдачи информации, на котором находится подпись директора и печать. Но сверять подпись государственному органу не с чем, а любую печать делают по оттиску за час. Так что запрет на получение информации о другой организации можно легко обойти, хоть и не совсем законным способом.

Среди государственных органов, чьи реестры доступны, наиболее ценны следующие:

Налоговые органы

Так информацию о любом юридическом лице можно запросить из налогового органа.

Согласно ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и документы в Едином государственном реестре юридических лиц являются открытыми и общедоступными.

При этом не выдаются только сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем паспорт, а также сведения о банковских счетах юридических лиц

Выдаваться из реестра могут как выписки, так и копии соответствующих документов.

Согласно статье 5 вышеупомянутого закона в реестре содержатся следующие сведения:

  • - наименование;
  • - адрес;
  • - учредители (участники) юридического лица;
  • - учредительные документы;
  • - размер уставного капитала;
  • - фамилия, имя, отчество и должность лица директора, а также паспортные данные такого лица;
  • - лицензии, полученные юридическим лицом;
  • - филиалы и представительства; 
  • - ИНН/КПП и дата постановки на учет;
  • - коды по ОКВЭД;
  • - номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
  • в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
  • - сведения о банковских счетах.

Мосрегистрация

Согласно п. 4 ст. 131 Гражданского кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Такая информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости.

Выписки из Единого государственного реестра прав содержат:

  • - описание объекта недвижимости;
  • - зарегистрированные права на него;
  • - ограничения (обременения) прав;
  • - сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Также существует множество реестров, которые носят отраслевой характер: реестр по кредитным учреждениям, по предприятиям розничной торговли, организациям работающим в сфере ценных бумаг и т.д.

К примеру, если предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, то информация о ней содержится еще у таможенных органов.

Таможенные органы

Согласно п. 3 ст. 387 Таможенного кодекса РФ доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации могут получить любые организации, но лишь в отношении себя.

Таможенные органы накапливают информацию, включающую следующие сведения:

  • - об учредителях организации;
  • - о государственной регистрации юридического лица;
  • - о составе имущества;
  • - об открытых банковских счетах;
  • - о деятельности в сфере ВЭД;
  • - о местонахождении организации;
  • - о постановке на учет в налоговом органе и ИНН;
  • - о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Второй способ

Другим способом вытащить необходимую информацию является возможность подачи запроса от миноритарного акционера.

Как правило, такие акционеры пассивны в деятельности общества, так как влиять на саму работу организации они не могут, а вот получить документы общества они вправе потребовать. Также требовать предоставления документов могут не сами акционеры, а их представители по доверенности. Таким образом, круг возможностей воспользоваться данным способом существенно расширяется.

Так акционер может узнать сведения из реестра акционеров, имена владельцев акций, количество акций у них, а также данные об эмитенте, его учредителях, о размере уставного капитала общества. Все это можно затребовать у реестродержателя, владея пакетом всего лишь от 1 % акций. Возможность использования миноритарием такого источника информации следует из п. 7.9.1 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. № 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг».

Согласно п. 1 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить акционерам доступ к следующим документам:

  • - договор о создании общества;
  • - устав общества;
  • - документ о государственной регистрации общества;
  • - документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  • - внутренние документы общества;
  • - положение о филиале или представительстве общества;
  • - годовые отчеты;
  • - документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • - протоколы общих собраний акционеров;
  • - отчеты независимых оценщиков;
  • - списки аффилированных лиц общества;
  • - списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • - проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы; 
  • - иные документы.

Единственным исключением по доступу к документам является ограничение возможности получения бухгалтерского учета и протоколов заседаний акционерами. Такая возможность предоставляется лишь акционерам, имеющим в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Третий способ

Еще одним источником информации являются данные, полученные от госорганов после проведения внеочередных «заказных» проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и финансово-хозяйственных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан предоставить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае если документы не предоставляются организацией добровольно, выемка документов производится принудительно. Причем если копий документов недостаточно или оригиналы могут быть уничтожены, скрыты или исправлены, то налоговый орган может изъять подлинные документы (п. 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ).

Еще одним примером получения документов является проверка милиции. Согласно п. 4 ст. 11 Закона «О милиции» ей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Контрольно-надзорные органы вправе получать от предприятий информацию и документы в рамках возложенных на них обязанностей.

Но при использовании данного способа есть возможность противоборствовать такому получению документов.

Любая выемка должна производится на основании мотивированного постановления должностного лица. Учитывая, что данное постановление должно быть утверждено его руководителем (ст. 25 Закона «О милиции», ст. 94 Налогового кодекса РФ).

Также сам объем выемки ограничен целью проводимой проверки. Документы могут быть изъяты только те, которые имеют к существу проверки непосредственное отношение.

Таким образом, кроме документов, уполномочивающих государственные органы на производство выемки, изымаемые документы должны соответствовать существу проверки.

Четвертый способ

Получить новые документы от предприятия можно в рамках судебного процесса. Если подать на организацию в суд (пусть и по вымышленным основаниям), то можно совершенно легально истребовать через суд важные документы и информацию. Это позволяет п. 2 ст. 57 ГПК РФ и п. 4 ст. 66 АПК РФ. Единственное, что необходимо в данном случае будет доказать, что данные документы не могут быть получены стороной по делу самостоятельно и что они необходимы для рассмотрения дела в суде. Например, в подобном процессе можно получить полный реестр акционеров или последний бухгалтерский баланс.

Иные способы

Есть еще несколько способов, которые могут помочь организации со сбором сведений о конкуренте. Можно провести определенную работу с партнерами и контрагентами компании-цели. Они могут предоставить как просто информацию, так и копии документов: договоров, счетов, платежных поручений и др.

Также продуктивным является запрос информации в коммерческие компании, которые специализируются на ведении собственных информационных реестров при условии, что их выписки будут являться доказательствами и принимаются арбитражными судами.

В подобных организациях получить можно следующие сведения:

  • идентификационную информацию
  • сведения о государственной регистрации
  • сведения об уставном капитале
  • контактную адресную информацию
  • заявленные виды деятельности
  • собственники
  • сведения о руководстве
  • банковские счета юридического лица
  • краткие сведения о налоговой дисциплине
  • дату имеющегося последнего бухгалтерского баланса
  • выборочные показатели бухгалтерской отчетности
  • участие юридического лица как собственника в других юридических лицах
  • краткую информацию об участии во внешнеэкономической деятельности
  • информацию о факте наличия в производстве Арбитражного суда дела о банкротстве
  • информация о недвижимости г. Москвы в собственности или аренде

Негативные последствия утечки информации

  • - контрагенты отказываются работать без предоплаты и предъявляют претензии; 
  • - трудности с выдачей кредита или банковской гарантией;
  • - предъявление разнообразных исков в суд о признании крупнейших сделок компании недействительными как совершенными с нарушением процедуры одобрения крупных сделок или сделок с заинтересованностью (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • о признании недействительными решений общих собраний акционеров (п. 7 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • о взыскании убытков с исполнительных органов общества на основании п. 5 ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • - возбуждение уголовных дел против собственников бизнеса или топ-менеджеров. При этом чаще всего используются следующие статьи УК РФ: ст. 159 («Мошенничество»), ст. 160 («Присвоение или растрата»), ст. 171 («Незаконное предпринимательство»), ст. 201 («Злоупотребление полномочиями») и т.д.;
  • - отрицательные отзывы в СМИ. Эффективным инструментом защиты в этом случае является предъявление иска о защите деловой репутации компании на основании ст. 152 ГК РФ;
  • - банкротство. В соответствии со ст. 3, 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» для возбуждения дела о банкротстве юридического лица необходимо всего 2 условия: наличие непогашенной кредиторской задолженности в размере не менее чем 100 000 руб. и неисполнение обязанности по оплате задолженности в течение 3 месяцев со дня, когда она должны были быть исполнена.

Таким образом следить за информацией о себе необходимо. Полностью прекратить информационные потоки в отношении себя невозможно. Однако защищать свои нарушенные права и интересы может любое предприятие. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. ст. 138, 139, 183 Уголовного кодекса РФ).

Однако поддержать обвинение по данным составам бывает порой проблематично из-за скудной доказательственной базы. Но даже если по данным статьям охотник за информацией не будет привлечен к ответственности, то уж испугается он наверняка. И организация во время отпугнет непрошеных конкурентов.

www.tencon.ru


Обсудить статью в форуме

Другие материалы раздела :
Антикоррупционный фонд 290 будет создан в России
Как два олигарха и генерал распилили крупнейшего застройщика столицы
Сколько стоят журналисты и юристы? Как работают бутики силовиков
В деле юриста Карамзина обнаружились интересы госбезопасности
Краснодар: власть берут

ПОИСК
Ok

НОВОСТИ

01 июля 2021

За оперативную работу ведомства Александра Бастрыкина поблагодарил Михаил Романов

24 февраля 2016

"Силовая дубина" прошлась по соучредителю УЗПМ Рустаму Гильфанову

19 января 2016

Материалы против Браудера могут быть размещены на официальном сайте Кацыва

30 декабря 2015

Дениса Кацыва будет защищать прежняя команда адвокатов

11 ноября 2015

Бывший сотрудник ТПП преследует организацию, пытаясь обвинить ее в коррупции

10 августа 2015

О равенстве всех кандидатов напомнила Партия дела в Костромской области

23 апреля 2015

Российский банк будет финансировать строительство украинской стены

20 марта 2015

Первым делом самолеты

03 июля 2014

Российскому бизнесмену в очередной раз отказали в деле против шведского концерна

19 июня 2014

ИКЕА добилась справедливости в Высшем арбитражном суде

17 июня 2014

Арбитражный суд восстановил право жителей подмосковного города выбирать управляющую компанию

30 мая 2013

Выборный: "Мы не могли остаться в стороне"

18 октября 2012

Известный журналист раскроет схему махинаций на выборах в КС оппозиции

20 сентября 2012

Путин уволил главу Рособоронзаказа

08 августа 2012

Д.Шмаров: новый подход в проведении конкурсных закупок по уборке метрополитена доказал свою эффективность

26 июля 2012

В Петербурге высокопоставленного полицейского чиновника обвинили в получении взятки на 40 млн










  © Авторский коллектив "Нацбез.Ру", 2004. При перепечатке ссылка обязательна